Выбор корней, принадлежащих определенному интервалу
Уравнения, где есть тангенс и надо приводить к общему знаменателю
Пример 1:
Представляем tgx как sinx/cosx и приводим к общему знаменателю:
Теперь у нас получилось уравнение, которое сводится к квадратному, которое благополучно решается
В заданиях ЕГЭ обычно требуется решить уравнение и выбрать корни, принадлежащие определенному интервалу.
Выбирать корни, принадлежащие интервалу, можно так же, как и наименьшее положительное или наибольшее отрицательное значение, то есть подставлять по очереди n в общий ответ, находить значения корней и проверять, принадлежат они интервалу или нет.
Но есть более удобный способ.
Разбираем на примере:
Рещить уравнение: и найти корни, принадлежащие промежутку
Это уравнение мы уже решили (в п.3), и получили ответы и
Теперь будем выбирать те ответы, которые принадлежат заданному промежутку.
Для этого надо каждый из ответов заключить в двойное неравенство, где слева и справа стоят границы промежутка. В нашем случае:
Дальше получившиеся неравенства надо решать относительно n.
Сначала делим все на π:
Затем все, что без n, переносим из середины влево и вправо с противоположными знаками и делим на коэффициент при n:
А потом по эти неравенствам выбираются подходящие ЦЕЛЫЕ значения n. В нашем случае:
Ну и осталось для каждого ответа подставить соответствующее значение n и получить конкретное число.
В нашем случае:
Главное, в ЕГЭ не забыть написать и общий ответ, и ответы, принадлежащие промежутку! То есть ответ запишется в следующем виде:
Общая формула: и
Корни, принадлежащие промежутку :
,
,
Таким же способом можнонаходить и наименьший положительный и наибольший отрицательный корень, только там получается не двойное неравенство, а обычное.
Например, у нас был ответ и надо было выбрать наибольшее отрицательное число.
Пишем неравенства для каждого ответа:
Решаем эти неравенства относительно n, получим
Теперь осталось только подставить граничные значения n, причем n должно быть целым.
Рассматриваем первый ответ. Первое целое число, которое меньше -3, это -4, подставляем: х=6+2(-4)=6-8=-2
Рассматриваем второй ответ. Первое число, меньшее -4,5 – это -5, подставляем: х=9+2(-5)=9-10=-1.
Из этих двух ответов выбираем наибольший, это -1.