Активный тип

По внешним поведенческим проявлениям дети, относящи­еся к активному типу, могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Они активно вклю­чаются в деятельность, но работают недолго, так как быстро утом­ляются и не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Поэтому их часто ругают за лень, без­волие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца. Но если здоровые неорганизованные дети под влиянием увлечения, группового настроя или контроля взрослых могут долго продуктивно работать, доводя начатое дело до завершения, то дети с ММД зависят от ритма работы своего мозга, и никакие упреки или контроль не могут в этом ничего изменить.

При заполнении теста Тулуз-Пьерона у здоровых, но безволь­ных и импульсивных детей точность хотя и не бывает высокой, но ниже средней не опускается, Скорость может быть хорошей и даже высокой, особенно при работе в группе, при этом она по­чти не снижается к концу работы.

У активных детей с ММД точность работы страдает всегда, часто значительно ухудшаясь к концу работы. Скорость резко падает где-то на середине. Они начинают работать быст­ро, но удержать темп и восстановить его после падения не могут. Короткие самостоятельные работы дети этого типа могут писать очень хорошо, длинные - плохо. Количество ошибок в начале и в конце работы может очень значительно различаться. К концу урока дети могут «отключиться» неожиданно, остановив­шись на полуслове, и не заметив этого, так и сдать работу недо­деланной. Причем учитель видит, что ребенок занимается каки­ми-то своими делами вместо того, чтобы закончить работу.

Таких детей постоянно воспитывают и в школе, и дома. Их не считают тупыми, как ригидных, или хулиганами, как реактив­ных. От них не пытаются избавиться. Напротив, они кажутся спо­собными, но ленивыми. Поэтому взрослые стараются помочь им в воспитании воли, чтобы они могли реализовать имеющийся у них потенциал. Для этого их вовлекают в школе в тренинги само­управления, на которых дети только переутомляются. Дома же отцы по-своему пытаются сделать их волевыми, а мамы - акку­ратными и организованными. Если от этих детей отступаются, не перегружая их, работа мозга постепенно сама (даже без лечения) нормализуется примерно к 7-8 классу.

Если изначально не было педзапущенности, то развитие интеллекта активных детей в школьные годы не страдает. Память у них тоже бывает в норме, но объем оперативных процессов (па­мяти, внимания) все же мал. О своих дефектах они не подозрева­ют, отключения не чувствуют, и это порождает проблемы. Учатся дети этого типа неровно, но в школы для детей с ЗПР не попада­ют. (Основной контингент коррекционных классов и школ состав­ляют, как правило, представители трех предыдущих типов.)