Справочная информация

Создание таблиц и схем данных

Системы управления базой данных на примере MS Access и работа с ней

 

Цель работы –знакомство с СУБД MS Access и приобретение практических навыков создания базы данных (БД) и управления связей между ними.

После выполнения работы студент должен знать основные понятия объектов реляционной базы данных, свойств таблиц и типов данных и уметьсоздавать таблицы и устанавливать связи между ними.

 

 

Основу базы данных составляют нормализованные и связанные между собой по определенным правилам таблицы. Принципы проектирования базы данных, определения ключевых полей и установления связей между таблицами приведены в [7,8]. Основным объектом базы данных является таблицы.

Таблица – это совокупность данных, объединенных общей темой. Для каждой темы отводится отдельная таблица. Каждая таблица состоит из записей (строк) и полей (столбцов). Между таблицами устанавливаются логические связи.

 

Обучающее задание

 

1. Загрузите СУБД MS Access и изучите с преподавателем основные команды интерфейса, способы создания таблиц (в режиме конструктора, с помощью шаблона таблиц, путем ввода данных), а также типов данных и свойств полей.

2. Перечень таблиц Учебной базы данных с указанием наименований полей, их свойств и типов данных приведен в прилож. 3.

3. Создайте таблицу Специальность путем ввода данных.

Перейдите в режим конструктора и отредактируйте структуру создаваемой таблицы с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

Перейдите в режим таблицы и введите данные.

4. В режиме конструкторасоздайте таблицы Дисциплины, Преподаватели с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3) и в режиме таблицы заполните их.

5. В режиме конструкторасоздайте таблицу Студенты.

Перейдите в режим конструктора и отредактируйте структуру создаваемой таблицы с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

При описании поля КодСпециальности воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки значений поля КодСпециальности из таблицы Специальность.

При описании полей Курс, Группа, Подгруппа воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки фиксированного набора значений “1,2,3,4,5” для поля Курс, “1,2,3,4,5,6,7,8,9” для поля Группа и “1,2” для поля Подгруппа.

Перейдите в режим таблицы и введите данные.

6. В режиме конструктора создайте таблицу Результатыс указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

При создании полей КодСтудента, КодДисциплины и КодПреподавателя воспользуйтесь режимом копирования полей из соответствующих таблиц Студенты, Дисциплины, Преподаватели, а также с помощью мастера подстановок задайте режим подстановок из соответствующих таблиц.

Для этих полей в свойстве Тип данных укажите значения соответственно «Текстовый», «Числовой» и «Числовой», а в свойстве Индексированное поле укажите значение «Да (Допускаются совпадения)».

При создании поля Результаты воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки фиксированного набора значений “5”,”4”,”3”,”2”,”+”,”-“,”П”. (здесь: ”+” – означает зачет; ”-“ – незачет; ”П” – пропуск экзамена или зачета; ”5,4,3,2” – оценка за экзамен).

7. В режиме таблицы откройте созданные Вами таблицы Специальность, Студенты, Результаты, Дисциплины, Преподаватели и отформатируйте их.

8. Установите связи между созданными таблицами (Схема данных).

Для этого:

Скройте (СвязиàСкрыть таблицу) вспомогательные таблицы, созданные мастером подстановок и имеющие в имени таблицы цифру, например: Студенты_1.

Наложением ключевого поля родительской таблицы на аналогичное поле дочерней таблицы установите связь с обеспечением целостности данных.

Сохраните созданную схему данных (см. прилож. 4)

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

 

1. В соответствии с Вашим вариантом спроектируйте личную базу данных (см. Задание №2 на самостоятельную работу) и согласуйте ее структуру с преподавателем.

2. Средствами СУБД MS Access создайте таблицы личной базы данных.

3. Введите в таблицы данные (20-30 записей).

4. Установите связи между созданными таблицами.

5. Представьте личную базу данных преподавателю для контроля.

6. Назовите основные свойства полей и типы данных.

7. Какие выражения были использованы Вами при установлении свойств полей Маска ввода и Условие на значение? Что означают эти выражения?

8. Раскройте понятие отношений между таблицами «неопределенное», «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим».

9. Каким образом в СУБД MS Access трансформируется отношение «многие-ко-многим» в отношения «многие-к-одному» и «один-ко-многим»?

10. Что означают режимы «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных записей» при установлении связей между таблицами? В каких случаях они используются?