УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

СОН

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Всем живым организмам характерна разность потенциалов — биоэлектрическая активность (животное электричество). Жи­вой организм является генератором биопотенциалов и провод­ником электрического тока. Причем изменение степени электропроводности живых тканей в зависимости от жизнедеятель­ности может служить показателем состояния клеток. Электри­ческим колебаниям свойственна периодичность. Деятельность головного мозга оценивается по особенностям его электрической активности. Биопотенциалы мозга можно зарегистриро­вать с помощью электроэнцелографа. Для проведения электро­энцефалографии используют два метода: биполярный и моно­полярный. При биполярном отведении два электрода помеща­ют в двух точках кожи головы и регистрируют разность потен­циалов между ними. При монополярном отведении один элек­трод на поверхности головы (активный), а другой — на мочке уха (индифферентный). При регистрации электроэнцефалог­раммы (ЭЭГ) — кривой, отражающей изменения биопотенци­алов головного мозга, обязательны отведения от лобных, те­менных, затылочных долей и двигательной коры. Учитывают частоту, амплитуду, форму и продолжительность колебаний. У взрослого человека в состоянии покоя на ЭЭГ — регулярные волны с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50 мкВ — альфа-ритм преобладает в затылочных долях. При переходе от покоя к дея­тельности (умственная работа, восприятие света) альфа-ритм исчезает и появляется бета-ритм — частые (14-30 Гц) и низко­амплитудные колебания, наиболее выраженный в лобной об­ласти. Если в состоянии покоя человек переходит ко сну, то в ЭЭГ появляются более медленные и высокоамплитудные по сравнению с альфа- ритмом колебания: тэта- ритм (4-7 Гц—100-150 мкВ) и дельта-ритм (0,5-3,5 Гц — 250-300 мкВ).

В норме у неспящего человека тэта- и альфа- ритмы не выяв­ляются. Прекращение кровоснабжения мозга уже через 15 се­кунд приводит к исчезновению электрической активности.

 

 

Периодическое функциональное состояние человека, харак­теризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Сон внешне характе­ризуется значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Сон является физиологической потребностью организма. Третью часть жизни человек прово­дит во сие. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается.

 

Стадии сна
Медленный сон («ортодоксальный») Быстрый сон («парадоксальный»)
Физиологическое состояние организма
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность Сердечно-сосудистой, дыха­тельной, пищеварительной и выделительной систем, мышцы расслабляются, глаза неподвижны, либо совершают мед­ленные качательные движения, температура понижается. На ЭЭГ преобладают дельта- волны (замедляется ритм колебаний потенциала) Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизирует­ся деятельность внутренних орга­нов: учащаются пульс, дыхание, повышается температура, сокра­щаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы и мышцы нижних конечно­стей. На ЭЭГ — бета- ритм (переход от медленных ритмов к более быст­рой низкоамплитудной ритмике).
Психические процессы мозга
Сновидения отражают процес­сы мышления и пересказ собы­тий прошедшего дня, они аб­страктны и познавательны, переживание сновидений от­мечается редко. Может проис­ходить разговор во сне, возни­кают снохождение (лунатизм) и ночные страхи у детей, о которых они после пробуж­дения ничего не помнят. Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит клас­сификация и упорядочение поступившей за день информации. При пробуждении часто человек сооб­щает о переживании сновидений с яркими образами и элементами нереальности. Лишение человека «парадоксального» сна приводит к расстройствам памяти и психиче­ским заболеваниям (галлюцина­ции).
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями быва­лых впечатлений. За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических циклов медленного и быстрого сна. В первом цик­ле отмечается полный «медленный» сон, а фаза быстрого сна насту­пает через 60-90 минут после засыпания и длится несколько минут. В последующих циклах убывает продолжительность стадии дельта-сон до полного исчезновения а утренних циклах и значительно возрастает представленность фазы «быстрого» сна.
Механизмы сна
Сон обеспечивается системой нейронных образований, которая захва­тывает практически все уровни мозга. «Медленный» сон реализуется на уровне продолговатого мозга и зрительных бугров (их называют синхронизирующими) и зависит от уровня выработки серотонина яд­рами этих структур мозга; «быстрый» соя реализуется в ретикулярной формации варолиева моста и среднего мозга (катехоламины). Особую роль в механизмах естественной смены бодрствования и фаз снов играют нейронные образования переднего и промежуточного мозга. Сон связан с процессами биосинтеза в мозге белков и РНК, во время сна тренируется глазодвигательная система, оценивается полу­ченная в период бодрствования информация, проводится отбор и пе­ревод сведений в долговременную память, реорганизуются и улуч­шаются существующие мозговые программы. Итак, механизмы сна и бодрствования, несмотря на качественные различия между ними, со­ставляют единую систему организма, обеспечивающую адаптацию к условиям существования.

 

Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идет на убыль.
Происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти в оперативную.
воспроизведение
Происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным раннее.
запоминание
Определяется степенью участия материала в деятельности личности. То есть важностью для человека.
сохранение
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Повторение - одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо выделение основных мыслей. Использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Речь - высшая функция центральной нервной системы, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей. 1. Видимая (письменная речь) связана с работой височной и те­менной долей головного мозга. 2. Слышимая (устная речь) связана с височной (понимание речи) долей левого полушария. 3. Произносимая (вслух или про себя) связана с лобной (артикуля­ция) и височной долей левого полушария.

Механизмы высшей нервной деятельности у высших живот­ных и человека имеют качественные различия. Это связано с наличием речи. В связи с этим И.П. Павлов обосновал учение о первой и второй сигнальной системе человека.

 

Первая сигнальная система: — имеется и у животных, и у человека; — анализ и синтез непосредственных, конкретных сигна­лов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от органов чувств (свет, холод, запах); — обеспечивает конкретное мышление. Вторая сигнальная система: — имеется только у; — получение информации, поступающейк человеку в виде символов (слов, знаков, формул). Так, у чело­века слюноотделение может возник­нуть не только на запах и вид лимо­на, но и в ответ на слово «лимон»; — обеспечивает абстрактное мышление (не видя предмет, мы можем его представить) в виде понятий, суждений, умозаключений.
♦ В физиологических условиях вторая сигнальная система несколь­ко притормаживает активность первой сигнальной системы. ♦ Вторая сигнальная система правильно отражает внешний мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой. В восприятии речи участвуют зрительный и слуховой анализаторы. ♦ В процессе обучения постоянно развивается и совершенствуется вторая сигнальная система.
Механизм формирования речи
Речедвигательный анализатор: 1) периферический отдел — рецепторы словопроизносящих органов: гортани, мягкого неба, языка идр.; 2) соответствующие проводящие пути; 3) центральный отдел — несколько зон коры головного мозга.
Слово:
Может являться символом конкретного предмета или явления. Может быть обобщающим, абстрактным. Отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, то есть является многообъемлющим раздражителем, «сигналом сигна­лов» (по И.П. Павлову). Слово лечит, слово может принести вред. Особенно это проявляется при патологических процессах. Неосторожно сказанное слово может вызвать ухудшение состояния — ятрогения, и, наоборот, лечебное внушение вызывает у больного веру в выздоровление, что влияет на исход заболевания.