Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и регио­нальном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогиче­ской деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООНо правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по ка­кому-либо специальному вопросу.

Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в макси­мальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифициро­вавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-полити­ческой жизни.

В полном объеме позиции Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране не реализуются: отсутствуют ме­ханизмы и не создана система ее реализации, не хватает специа­листов, крайне низка правовая культура как детей, так и педаго­гов и родителей. Между тем именно этот документ определяет те магистральные направления социально-педагогической деятель­ности, которые могут и должны привести к улучшению положе­ния детства в нашей стране.

К основным международным договорам, связанным с про­блемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касающи­еся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах между­народного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-пра­вовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных на­правлений государственной социальной политики по улучшению по­ложения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Какуказано в этом доку­менте,необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и соци­альное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обуслови­ли выбор следующих приоритетных направлений государствен­ной социальной политики по улучшению положения детей:

• укрепление правовой защиты детства

• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (

• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья де­тей

• улучшение питания детей

• обеспечение воспитания, образования и развития детей

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах

Другими программными документами являются Президент­ский федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России.

Программа «Дети России»,состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Черно­быля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие ин­дустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей бе­женцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профи­лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха», была разработана как комплекс­ная социальная программа в 1993 году. Ее цель — создание условий для нормального разви­тия детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оцен­ку эффективности реализации.

Программа «Молодежь России»была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движе­ний и инициатив. В 1998 году Программа приобрела статус прези­дентской.

К основным федеральным законам и подзаконным актам, рег­ламентирующим деятельность социального педагога, можно так­же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави­тельства РФ «О Типовом положении о спе­циальном учебно-воспитательном учреждении для детей и под­ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоуправления.

Названные законодательные и подзаконные акты не исчерпы­вают всего многообразия нормативно-правовых документов, ре­гулирующих социально-педагогическую деятельность.