Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООНо правах ребенка (1989).
Конвенция — международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.
Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.
В полном объеме позиции Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране не реализуются: отсутствуют механизмы и не создана система ее реализации, не хватает специалистов, крайне низка правовая культура как детей, так и педагогов и родителей. Между тем именно этот документ определяет те магистральные направления социально-педагогической деятельности, которые могут и должны привести к улучшению положения детства в нашей стране.
К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.
Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Какуказано в этом документе,необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор следующих приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей:
• укрепление правовой защиты детства
• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (
• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей
• улучшение питания детей
• обеспечение воспитания, образования и развития детей
• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах
Другими программными документами являются Президентский федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России.
Программа «Дети России»,состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха», была разработана как комплексная социальная программа в 1993 году. Ее цель — создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации.
Программа «Молодежь России»была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа приобрела статус президентской.
К основным федеральным законам и подзаконным актам, регламентирующим деятельность социального педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ «О Типовом положении о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоуправления.
Названные законодательные и подзаконные акты не исчерпывают всего многообразия нормативно-правовых документов, регулирующих социально-педагогическую деятельность.