Технология игровой деятельности в работе социального педагога

Особое место в жизни и деятельности человека занимает игровая деятель­ность.

Игра облегчает процесс пере­дачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться.

В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение кото­рым обеспечивает познание и усвоение предметной и со­циальной действительности, интеллектуальное, эмоцио­нальное и нравственное развитие личности.

В педагогике достаточно прочно укоренилось понятие «игровая педа­гогическая технология». Она характеризуется четко сформулированной це­лью, конкретными ожидаемыми результатами, учебно-воспитательной на­правленностью.

Для младших школьников игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения, тревоги, трудности, научиться конт­ролировать свое поведение. Для школьников 11 - 14 лет игры являют­ся безопасным пространством построения системы отношений (мальчики - девочки; звезды- отверженные; подростки- взрослые и др.), которые в реальной жизни трудно осознаются и изменяются. Для старшеклассников игры являются средством познания себя и других, позволяют моделиро­вать перспективы развития.

Основные функции игр:

- диагностическая (выявление личностных особенностей участни­ков, внутригрупповых взаимоотношений и др.);

- терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих 8 других видах деятельности, раскрытие позитивного потенциала личности); коммуникативная (развитие навыков общения);

- коррекционная (приобретение социально полезного опыта, вне­сение позитивных изменений в структуру личности);

- функция самореализации;

- функция межнациональной коммуникации (усвоение единых об­щечеловеческих социально-культурных ценностей);

- развлекательно-развивающая.

Виды педагогических игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Основные задачи социального педагога при использовании игровых тех­нологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружать­ся в игровые отношения; научить быть свободными в игровом пространстве, выстраивать в нем отношения друг с другом в соответствии с игровыми ус­ловиями; научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инстру­мент самопознания.