Технология игровой деятельности в работе социального педагога
Особое место в жизни и деятельности человека занимает игровая деятельность.
Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
В педагогике достаточно прочно укоренилось понятие «игровая педагогическая технология». Она характеризуется четко сформулированной целью, конкретными ожидаемыми результатами, учебно-воспитательной направленностью.
Для младших школьников игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения, тревоги, трудности, научиться контролировать свое поведение. Для школьников 11 - 14 лет игры являются безопасным пространством построения системы отношений (мальчики - девочки; звезды- отверженные; подростки- взрослые и др.), которые в реальной жизни трудно осознаются и изменяются. Для старшеклассников игры являются средством познания себя и других, позволяют моделировать перспективы развития.
Основные функции игр:
- диагностическая (выявление личностных особенностей участников, внутригрупповых взаимоотношений и др.);
- терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих 8 других видах деятельности, раскрытие позитивного потенциала личности); коммуникативная (развитие навыков общения);
- коррекционная (приобретение социально полезного опыта, внесение позитивных изменений в структуру личности);
- функция самореализации;
- функция межнациональной коммуникации (усвоение единых общечеловеческих социально-культурных ценностей);
- развлекательно-развивающая.
Виды педагогических игр
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом пространстве, выстраивать в нем отношения друг с другом в соответствии с игровыми условиями; научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания.