Планирование работы школьного социального педагога

 

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов дея­тельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога — координация действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структура­ми - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической дея­тельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планированияспециалисты относят:

• научность - социальная актуальность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесооб­разность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психоло­го-педагогических и социально-педагогических закономернос­тей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

• согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных под­разделений образовательного учреждения и др.;

• оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

• перспективность - построение плана с учетом близких и даль­них перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей; коллегиальность — использование форм коллективного плани­рования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка
экспертов;

• конкретность - четкость формулировок, сроков, указание не­
посредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

- ознакомление с постановлениями и решениями государствен­ных органов, с документами по данному вопросу или пробле­ме;

- изучение литературы по общим основам планирования;

- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемо­му вопросу;

- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

- изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

- рассмотрение проекта плана работы на методическом объедине­нии и утверждение его на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

- план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

- план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления та­кого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

- план проведения конкретных акций, форм работы, планирова­ние деятельности в отношении конкретных проблем, конкрет­ных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­жайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.

Перспективный план может иметь следующую структуру:

- аналитическую записку (состояние социальной жизни учащих­ся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

- цели и задачи работы;

- планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разде­лов относят профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную дея­тельность.

Календарное планированиеуточняет определенные перспектив­ным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элемен­тов социально-педагогической деятельности. План-график позво­ляет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный

период.

План конкретного мероприятиястроится по принципу плана-гра­фика, но в нем указываются действия, сроки, исполнители в рамках только одного события.