Управленческие программные мероприятия

Следующим элементом инновационной управленческой системы является блок управленческих программных мероприятий, направленных на формирование воспитательной среды школы. От включения в Закон Российской Федерации «Об образовании» формулировки о «воспитательно-образовательном процессе» до реального создания воспитательной системы на уровне учреждения, территории, области лежит длительный и сложный путь реабилитации воспитательных задач в системе общего образования, определения целей, форм и методов воспитания адекватных возможностям школы и потребностям детей. Управленческие действия, инициирующие создание воспитательной среды на уровне школы, территории, области, затруднены понятийной и концептуальной неразработанностью отечественной теории современного воспитания, отсутствием его идеологии. Вся система отношений - между детьми, учителем и ребенком, педагогами и родителями, родителями и детьми, вся организация жизни школы и жизни ребенка в школе создают воспитывающую среду. Только в такой среде возможно подлинное воспитание - управление процессом личностного развития ребенка через создание соответствующих условий для этого развития.

Традиционная закрытость школы по отношению к родительскому сообществу требует ряда мер управленческого характера, направленных на создание на областном и территориальном уровнях условий для стимулирования социальной открытости школы. Сегодня образовательный монополизм школы органичен как большим разнообразием источников информации, так и высоким уровнем образованности родителей.

Рост социально-экономических и образовательных возможностей определенной части родителей, их неудовлетворенность качеством и содержанием образовательных услуг школы, по данным ряда зарубежных и отечественных исследователей, будут все более интенсивно способствовать развитию альтернативного, в том числе домашнего образования. Это также ставит новые задачи перед государственной системой управления образованием, в том числе и в плане учета уже просматривающейся (пока лишь в крупных городах) конкуренции между образовательными учреждениями.

На уровне управленческих нововведений предстоит разработка и внедрение системы мер по целенаправленному вовлечению родительского сообщества в деятельность школы. Формы участия в планировании и организации жизни школы, участие в контроле за качеством ее воспитательно-образовательной деятельности могут быть самыми различными - от включения в разработку нормативно-правовых документов и деятельность в Советах разных уровней (попечительских, школьных, родительских) до активного заказа на уровне внедрения учебного плана и образовательных программ инновационного типа. Но наиболее сложной задачей в этом направлении является достижение определенного психологического перелома в профессиональных установках руководителей и педагогов: осознание обслуживающего характера их деятельности.