Правление Александра I: попытки либерализации государственного устройства.
Новые явления в российской действительности, наметившиеся в последние десятилетия XVIII в. - вольнонаемный труд, втягивание России в европейские рыночные связи и начало складывания внутреннего рынка в экономике, распространение просвещения, изменения в мышлении и поведении пока еще только верхних слоев общества, проникновение в Россию идей естественного равенства всех людей, рост и усложнение государственного аппарата - все это требовало серьезных изменений в политической и социальной сферах. Кратковременное правление сына Екатерины II Павла I (1796 - 1801), его желание "подтянуть дисциплину" порождали мысль не только о необходимости его свержения, но и об ограничении самодержавия законами и конституционными учреждениями. Проекты преобразований политической системы России и попытки их осуществления начинаются с первых дней царствования и продолжаются весь XIX век. Оказавшись на престоле в результате дворцового переворота и убийства своего отца Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., Александр I одним из первых своих указов от 15 марта объявил полную амнистию политическим ссыльным, заключенным и эмигрантам, а 2 апреля была ликвидирована Тайная канцелярия, наводившая ужас на российского обывателя. В своих правах были восстановлены около 12 тыс. офицеров и чиновников, лишенных их при Павле I по суду и без суда, отменены запреты на ввоз книг и нот из-за границы, восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, сняты запреты на поездки в Европу, разрешены частные типографии, а также запрещено принимать объявления о продаже крестьян без земли. Однако все эти меры означали лишь ликвидацию наиболее одиозных распоряжений Павла I, не требовали серьезной подготовки и не означали перемен в существующем строе.
На начальном этапе царствования перед Александром I стояли сложные задачи. Речь идет не только об устранении последствий тирании Павла I, но и об усовершенствовании государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и преобразований. Для проведения этого курса императору нужны были энергичные и деятельные соратники. Их царь нашел в лице друзей юности - А.С. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского и В.П. Кочубея. Эти люди и составили летом 1801 г. т.н. Негласный ("Интимный") комитет, который не имел статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра I оказывал большое влияние на его политику и определил в основных чертах программу преобразований.
Оппозиционные сановники екатерининского времени окрестили Комитет "якобинской шайкой". С июня 1801 г. по май 1802 г. было проведено 35 заседаний Комитета, на которых обсуждались различные вопросы: о функционировании государственного аппарата и о его недостатках, о конституции без ущемления самодержавной власти царя, о повышении обороноспособности страны и об основных направлениях ее внешней политики, о правах Сената, о положении крестьян в плане постепенной ликвидации крепостного права. В 1803 г. Негласный комитет, проведя всего 4 заседания, был закрыт. Император, чувствуя уверенность, более не нуждался в советниках и намеченную Комитетом программу мер проводил самостоятельно. При этом мероприятия Александра I, особенно в социальной сфере носили непоследовательный и противоречивый характер.
Начало 1803 г. ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. При этом примечательным является тот факт, что инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа С.П. Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян на волю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было расценено в качестве предлога для издания 20 февраля 1803 г. Указа "о вольных хлебопашцах", по которому помещики могли отпускать крестьян на свободу в одиночку или целыми селениями, но с землей. При этом обе стороны заключали между собой договор об условиях освобождения, подлежащий обязательному утверждению императором. Крестьяне получали статус "свободных (вольных) хлебопашцев, а их землями казна уже не могла распоряжаться в отличие от земель казенных крестьян.
Всего в период царствования Александра I по Указу о свободных хлебопашцах было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47 153 души мужского пола (учитывая, что количество крепостных крестьян составляло несколько миллионов, эта цифра является ничтожно малой). В 17 случаях крестьяне освобождались безвозмездно (всего 7415 душ, из которых 7000 — в виде исключения без земли по завещанию). В остальных случаях освобождение производилось за выкуп, средний размер которого равнялся 396 руб. ассигнациями с каждой души.
В 1816—1819 гг. по инициативе самих помещиков были полностью освобождены без земли крестьяне в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Следует отметить, что именно в Прибалтике были наиболее развиты интенсивные методы ведения хозяйства и рыночные отношения, что и делало выгодным для помещиков такое освобождение крестьян, получавших возможность более активно использовать труд наемных работников, в которых превращались бывшие крепостные. Конечно, положение крестьян ухудшилось, особенно в первое время, но частная собственность на землю, рыночные отношения создавали условия для более быстрого развития сельского хозяйства и улучшения со временем положения всех крестьян, включая наемных рабочих, о чем свидетельствует опыт развития Прибалтики до 1940 г. и Финляндии, где эти процессы не были прерваны и в 1940 г.
В великорусских губерниях помещики не только не пожелали освободить крестьян на таких условиях, но и были сильно напуганы действиями правительства, так как им не хотелось лишаться бесплатной рабочей силы — крепостных.
После победы над Наполеоном одновременно с проектами российской Конституции разрабатывались и планы по освобождению крестьян. В 1818 и 1819 гг. было составлено два проекта: один под руководством А. Аракчеева, а другой — под руководством министра финансов Д. Гурьева. А. Аракчеев предлагал для освобождения крестьян от крепостной зависимости начать широкую покупку помещичьих имений в казну. Даже если бы помещики согласились добровольно продать своих крестьян (принуждение по отношению к ним исключалось категорически), то на осуществление этого понадобилось бы около 200 лет. Правда, надо заметить, что принцип освобождения с землей за выкуп при непосредственном участии государства был использован в 1861 г., но сам выкуп и освобождение крестьян были проведены на других основаниях.
Другой проект, под руководством Д. Гурьева, был разработан чиновником М. Балугьянским. Образцом для него явились западноевропейские страны, где крепостное право было, по сути, изжито в ходе становления рыночного производства и разнообразных форм собственности. Такое разнообразие форм собственности на землю М. Балугьянский и предлагал ввести в России, и тогда, по мере развития всех этих форм, крестьяне сделались бы свободными без всякого специального законодательного акта. Этот проект обладал одним недостатком, сразу же обрекающим на неудачу, но характерным для российских проектов преобразования России вплоть до настоящего времени, — непониманием того, что нельзя росчерком пера ввести то, что является везде и всегда результатом длительного и трудного развития. Разнообразие форм собственности на Западе было обусловлено высоким уровнем развития производства, причем разные формы собственности и уровень производства развивались одновременно, взаимообусловливая и стимулируя друг друга.
Александр I, давая указания о разработке очередного проекта освобождения крестьян, неизменно требовал положить в его основу принцип: никакого насилия по отношению к помещикам, никакого ущерба их интересам. Ни он, ни его сановники никак не могли понять, как указывает С. Мироненко, истинных причин, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных крестьян и в то же время толкали российских на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым освободительным шагам правительства: причин, которые были обусловлены разными уровнями социально-экономического развития великорусских губерний и Прибалтики. В рекомендациях Александра I полностью отсутствует такой важный аргумент в пользу крестьянской реформы, как пагубное воздействие крепостного права на экономическое развитие страны. Предполагавшиеся преобразования характеризовались только как «сообразные духу времени и успехам образованности» и «необходимые для будущего спокойствия самих владельцев крепостных людей». Вспомним, что в первой половине XIX в. только 3—4% российских помещиков вели хозяйство предпринимательским способом, и тогда станет понятным, что голос императора был гласом вопиющего в пустыне, станут понятны секретность работы над проектами и их практически полная бесплодность. Да и «дух времени» в России господствовал тогда совсем не тот, на который уповал Александр I.
В 1803 г. молодой чиновник М.М. Сперанский (1772 – 1839) составил "Записку" царю, в которой обрисовал всю трудность положения в стране, характеризовавшуюся отсутствием конституционного управления, действенных законов, свободы, разделения властей, министерской ответственности, а также наличием крепостного права. По его мнению, до введения конституции необходимо разрешить все проблемы, а пока сохранить самодержавие, усилить народное мнение, которое должно влиять на власть, и постепенно вводить новые учреждения для "приспособления духа народного" к восприятию идей конституции. В своей "Записке" М.М. Сперанский выразил мнение наиболее прогрессивных деятелей того времени. Главным препятствием для введения конституционного строя считалось крепостное право, однако отменять его без просвещения было опасно, а просветить народ представлялось сложной задачей. Этот замкнутый круг можно было разорвать только с помощью просвещения, которому в начале XIX в. правительство уделяло большое внимание. Так, в 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования легли принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одно-классные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии, университеты.
Всей системой образования ведало Главное управление училищ, преобразованное затем в Министерство народного просвещения. Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями, которым принадлежал общий надзор за учебными заведениями. Всеми делами в учебном округе ведал университет через посредство своего ученого совета. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. Если до этого в России существовал только лишь созданный в 1755 г. Московский университет, то при Александре I появились Дерптский (Тартуский) (1802), Вильнский (Вильнюсский) (1803), Харьковский и Казанский (1804) университеты. Кроме того, в Петербурге был открыт Педагогический институт (с 1819 г. – университет), а также созданы привилегированные учебные заведения – Демидовский (Ярославль, 1805) и Царскосельский (1811) лицеи и специализированные вузы – Московское коммерческое училище (1804), Институт путей сообщения (1810). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. Однако, как и ранее, образование оставалось недоступным для значительной части населения, например, крестьян. Но продолжение реформ в этой сфере отвечало потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.
В 1804 г. был издан "Устав о цензуре". Основной задачей цензуры являлось принятие пристойных мер против злоупотребления "свободой мыслить и писать". Цензурные комитеты учреждались при университетах и состояли из профессоров по представительству попечителей учебных округов. Авторы и издатели получали право обжаловать их действия в Главном управлении училищ.
В первое десятилетие царствования Александра I был проведен ряд административных преобразований. В 1801 г. учредили Непременный (постоянный) совет из 12 сановников, который стал совещательным органом при царе, однако особой роли не играл. Также была образована Комиссия по составлению законов. В 1802 – 1811 гг. была проведена министерская реформа (проект разграничения и уточнения полномочий высших государственных учреждений разработали еще члены Негласного комитета). По Манифесту от 8 сентября 1802 г. вместо коллегий были созданы новые органы исполнительной власти – министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование государственного аппарата. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Окончательно статус этого государственного учреждения был определен в 1812 г.
Завершилась министерская реформа 25 июня 1811 г. подписанием составленного М.М. Сперанским "Общего учреждения министерств". В нем определялись структура и функции министерств, увеличивалось их число до 12 (появились Министерство полиции и приравненные к министерствам Главные управления – духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения). Все министры входили в состав Сената. Закон 1811 г. четко разграничивал круг подведомственных каждому министерству вопросов, устанавливал единые принципы организации структуры этих административных органов и общий порядок прохождения в них дел, отношения министерств с другими ведомствами, органами государственного управления.
Кроме того, была проведена и реформа Сената. При этом идея преобразования Сената в законодательное учреждение (в плане разделения компетенции между верховными органами власти) была отвергнута, и Сенат, по сути, остался органом государственного контроля над администрацией и высшей судебной инстанцией. Уже при обсуждении проекта реформы Сената и ее осуществлении выявились абстрактность либеральных взглядов Александра I. Он долго не хотел включать в регламент Сената право предоставления императору информации о неправильных действиях министров: при первой же практической попытке поставить под контроль деятельность чиновников Александр I оказал упорное сопротивление этому проекту. Однако без четкого разграничения полномочий органов власти, без создания системы взаимного контроля, без предоставления высшим учреждениям хоть какой-то независимости и самостоятельности все попытки Александра I навести порядок, установить равенство перед законом и иные либеральные проекты превращались в пустые мечты.
После перерыва в преобразовательной деятельности, вызванного войнами 1805 и 1807 гг., Александр I вновь обратился к проектам и провел ряд реформ в сфере государственного управления (1810 - 1811). Автором проектов был М.М. Сперанский, составивший "Введение к Уложению государственных законов". Он считал, что необходимость коренных реформ в России обусловлена закономерностями всемирной (европейской) истории. По его мнению, все развитие политической жизни Европы представляло переход от феодального правления к республиканскому. Тем же путем шла и Россия. Исходя из положения в государстве, из изменения отношения народа к самодержавной власти, из явного упадка ее авторитета, из невозможности справиться с положением косметическими мерами, М.М. Сперанский предлагал ограничить самодержавие и создать конституционную монархию. В основу реформ он предлагал положить традиционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. С этой целью предлагалось законодательную власть сосредоточить в новом органе – Государственной думе, исполнительную – в министерствах, а судебную отдать Сенату. Связующим звеном между императором и тремя принципиально новыми органами власти должен был стать Государственный совет. Всех жителей страны (включая крепостных крестьян) необходимо наделить гражданскими правами, а политическими (избирать и быть избранными) – дворян и людей среднего состояния (на основе имущественного ценза). М.М. Сперанский предлагал проводить преобразования постепенно, но, не затягивая дело.
Вероятно, эти предложения были одобрены императором. Во всяком случае, 1 января 1810 г. было объявлено о создании нового высшего органа власти – Государственного совета – и открылось его первое заседание. Реально этот Совет стал законосовещательным органом: через него проходили все законы, но члены Совета их только обсуждали, а право принятия закона осталось за императором. Все остальные предложения М.М. Сперанского остались только на бумаге. А Государственный совет вскоре был наделен еще судебными и контрольными функциями, наряду с Сенатом. А поскольку законы обсуждались также в Комитете министров и комиссии законов, то даже упорядочения и разграничения полномочий и функций высших органов власти не произошло.
В марте 1812 г. без каких-либо объяснений и обвинений М.М. Сперанский был отправлен в ссылку и вернулся в Петербург только через 9 лет. С начавшейся вскоре войной работа по составлению проектов преобразований была прекращена, однако после заграничных походов эта работа возобновилась. В 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому, а в речи на открытии первого польского сейма в 1818 г. пообещал со временем распространить конституционное устройство на всю Россию. Эта речь императора в ознаменование решительности его намерений была напечатана в русских газетах. При этом необходимо отметить, что вплоть до 1820 г. в Варшаве, в канцелярии Н.Н. Новосильцева шла работа по составлению российской конституции. В октябре 1819 г. Александр I рассмотрел и утвердил принципы будущей конституции, известные как "Краткое изложение основ". В целом этот документ является типичным образцом конституционных проектов того времени, в котором нашли отражение существенные черты европейского государственного устройства: разделение властей, независимость одной ветви власти от другой, равенство всех граждан перед законом, народное представительство и т.д.
Окончательный вариант конституции России – "Государственная уставная грамота Российской империи" – был готов к осени 1820 г. В нем существенно усиливалась законодательная власть императора, его вмешательство в судопроизводство. Избиратели должны были определять кандидатов в депутаты, из которых император делал окончательное назначение. "Уставная грамота" в целом изменяла систему государственной власти в стране. Вводился законосовещательный парламент, состоящий из двух палат: Сената, назначаемого императором, и Посольской палаты, члены которой избирались наместническими сеймами и утверждались императором. Страна делилась на 12 наместничеств, в каждом из которых существовало свое представительное собрание – сейм. Представители исполнительной и судебной власти назначались императором. В "Уставной грамоте" предусматривались свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, частной собственности, равенство всех перед законом. Однако вновь повторилась история, как в случае с Сенатом в 1802 г. Столкнувшись с чем-то, что ущемляло привычную бесконтрольность и ограничивало возможности царя действовать по-своему, самодержавная сущность Александра I взяла верх над его теоретическими устремлениями и мечтаниями. В "Уставной грамоте" основополагающий принцип всех европейских конституций того времени – суверенитет народа, т.е. признание народа источником государственной власти, был заменен суверенитетом императорской власти. В ст. 12 недвусмысленно определялось: "Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных". Это принципиально важное положение, которое определило главный недостаток проекта, идущий из феодального прошлого, - проникновение императорской самодержавной власти во все сферы государственной жизни, сохранение ее определяющего влияния на все стороны жизни страны. Также сохранялись все дворянские привилегии, а о крепостном праве даже не упоминалось.
Постепенно Александр I терял всякий интерес даже к этому столь урезанному и двойственному проекту конституции России, и на этот раз не было никаких попыток его реализации, и он остался неизвестным в то время. В целом реформаторские идеи Александра I были однозначно утопическими, легковесными. Для конституционного, правового строя в России первой четверти XIX в. не было ни социально-экономического, ни политического, ни культурного основания. Не случайно, что и для обоснования необходимости освобождения крестьян использовались аргументы религиозно-нравственного, а не экономического характера.
В первые послевоенные годы император проводит ряд реакционных мер. Усилились гонения на просвещение и печать. Особым нападкам подверглись передовая профессура Казанского и Петербургского университетов. Цензура беспощадно преследовала не только свободную мысль, но и неугодные по каким-либо мотивам сочинения, хотя формально продолжал существовать Цензурный устав 1804 г. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, которое возглавил обер-прокурор Святейшего Синода князь А.Н. Голицын. Под его же руководством развернуло свою деятельность учрежденное в 1812 г. в России Библейское общество, тесно связанное с деятельностью Британского библейского общества и являвшееся по сути дела его филиалом. Российскому Библейскому обществу покровительствовал сам Александр I, а участие в деятельности этого общества, по свидетельству одного современника, было необходимо для продвижения по службе.
Среди реакционных мер тех лет наиболее жестокой явилось учреждение военных поселений. В поисках новых форм комплектования армии и разрешения финансовых вопросов правительство перевело часть армии на "самоокупаемость", устроив солдат на земле, чтобы они наряду с военной службой занимались земледелием и тем содержали себя. Первые военные поселения возникли еще в 1810 г., хотя идея их создания принадлежала Павлу I. В массовом порядке эти поселения стали создаваться с 1816 г. Жители мест, предназначенных для военных поселений, не выселялись, а обращались в "поселян-хозяев". К ним подселялись солдаты регулярных частей пехоты и артиллерии – по 2 солдата на поселенное семейство. Вся жизнь людей была строго регламентирована: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печи, выходить на работу, заниматься военным обучением. Волей военного начальника устраивались и браки. Дети военных поселян с 7 лет зачислялись в кантонисты, сначала учились в школе (чтению, письму и счету), а с 18 лет переводились в воинские части. По сути, военные поселения стали худшим проявлением крепостной зависимости российского крестьянства.
Надежды крестьян на улучшение жизни после победы в войне 1812 г. не оправдались. Более того, их положение значительно ухудшилось. Значительно усилилась эксплуатация помещичьих крестьян, за счет которой восстанавливались расстроенные войной имения. Правительство расширило власть помещиков над крестьянами: по указу 1815 г. крестьянам запрещалось "отыскивать вольность", в 1822 г. было возобновлено отмененное в 1809 г. право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, а указ 1823 г. подчеркивал монопольное право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.
В целом отечественная историография реакционный внутриполитический курс самодержавия в 1815 – 1825 гг. связывает с именем А.А. Аракчеева и называет аракчеевщиной. Это был наиболее близкий и доверенный сотрудник Александра I, всесильный временщик. С 1822 г. он находился на положении первого министра и, получив доклады от руководителей всех министерств и ведомств, делал общий доклад императору. Современники считали Аракчеева "воплощением зла". Однако такая односторонняя, сугубо негативная оценка деятельности и личности Аракчеева, на которого промонархически настроенные историки пытались свалить все беды страны, затмевает несомненные заслуги этого человека перед Россией. Он много сделал для укрепления боеспособности русской армии, постоянно вел борьбу против коррупции, лени и разгильдяйства, что вызывало недовольство части дворянства и бюрократии.
Передовое русское общество не могло не ответить на проблемы, возникшие в стране после войны 1812 г. В среде дворянства все заметнее становилось политическое размежевание. Все громче заявляло о себе течение, последователи которого понимали необходимость отмены крепостного права для дальнейшего поступательного развития страны. Речь идет о декабристах, не только ратовавших об уничтожении крепостничества, но и выдвигавших лозунги конституции.