Инструментарий информационных технологий
Виды информационных технологий(ИТ), используемые в индустрии туризма
Туризм – это информационно насыщенная деятельность по торговле услугами. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.
Индустрию туризма составляют:
§ организации – туроператоры и турагенты, занимающиеся формированием, продвижением и реализацией туристских продуктов и услуг;
§ предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению;
§ органы управления, информации, рекламы;
§ научно-исследовательские и образовательные учреждения;
§ предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
На туризм работают и другие отрасли хозяйства, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности – предприятия культуры, торговли и т.д. Связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация.
Таким образом, индустрию туризма можно рассматривать как систему, целью функционирования которой является оказание разнообразных, интегрированных, комплексных информационно-насыщенных услуг. Соответственно, информационные технологии, используемые в туриндустрии, можно рассматривать как систему, элементами которой являются:
§ информационные системы менеджмента,
§ глобальные системы резервирования,
§ корпоративные информационные системы,
§ системы мультимедиа,
§ экспертные системы,
§ сети коммуникаций, подвижные средства сообщений и т.д.
Руководствуясь принципами системного подхода, можно утверждать, что использование каждым сегментом туриндустрии тех или иных информационных технологий оказывает влияние на все другие сегменты. Следовательно, в туриндустрии создается высокоинтегрированная система информационных, т.е. взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Информационные технологии играют роль катализатора процесса информатизации индустрии туризма, которая наиболее эффективна именно в сфере турбизнеса.
К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся:
- персональные компьютеры;
- локальные и глобальные вычислительные сети;
- коммуникационные средства;
- телефонная техника;
- видеоинформационные системы и др.