Рисуночные игры

 

«Красочное чудо»

Окружающий ребенка мир полон волшебных красок,необычайных цветов, сказочных изображе­ний. Неструктурированное восприятие детей отли­чается от конкретных представлений взрослых. Ка­рандаши и краски, рисование и раскрашивание с трех лет становятся одним из любимых занятий малыша. Вы, вероятно, помните изрисованные обои, расчерканную мебель, расписанные колени и лбы. Стремление ребенка к свободному рисованию, ма­нипулированию с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Именно рисование дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Дети радуются смешению и размытости, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет. Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит. Ведь цвет окружающих ребенка предметов не изменяется во времени, а на бумаге цвет движется, меняется, возникает и пропадает. Именно поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмо­циональному пониманию искусства. Наиболее про­дуктивен для развития ребенка процесс рисования красками на мокром листе.

Существует три цвета, которые нельзя получить смешиванием других цветов.

Это желтый, синий и красный. Производные цвета получаются в результате смешения пар ос­новных цветов: зеленый из желтого и синего, оранжевый из желтого и красного, фиолето­вый из красного и синего. Соотношения цветов могут меняться по своей насыщенности, поэтому получаются желтоватый, светло-голубой, розовый цвета. Все это можно рассказать и показать ре­бенку, научив его экспериментировать с цветом действительно хорошими акварельными красками (их легче смешивать, и они дают более чистые тона, чем, например, гуашь). Свободное рисование красками через их смешение – увлекательный процесс. Родители должны показать, как правильно его построить. На стол или на пол подложите клеенку или газету. Намочите плотный лист бумаги (просто окунув в тазик с водой и прогладив губкой), окуните кисточку в одну из жидких красок и осторожно проведите по бумаге. Перед тем, как окунуть кисточку в другую краску, ее моют в стакане с водой. Как бы случайно, можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски, вода перемешивается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Так продолжайте рисовать до тех пор, пока у ребенка не возникнет желание попробовать: «Я тоже хочу рисовать!» Так начи­нается первый урок свободного творческого рисо­вания. Очень важно, чтобы ребенок всегда пра­вильно и аккуратно готовился к этому занятию: менял воду, сам разводил краски трех основных цветов, готовил клеенку и бумагу. Выполнять уп­ражнения с красками можно с детьми с четырех лет.

Сначала дети рисуют самостоятельно то, что захотят сами, со временем можно рисовать в процессе рассказывания взрослым сказки. После рисования рисунок можно обсудить, спросив у ре­бенка, что он чувствовал. Листочки высыхают, затем их надо обязательно вывесить в самых обитаемых уголках квартиры (центральной комнате, коридоре, кухне). Фантастические, необыкновенные картины малыша превратят ваше жилье в ска­зочную галерею, где самыми дорогими, ласкающими душу экспонатами будут не ковры и эстампы, а яркие отражения (всплески) радости и эмоциональ­ной фантазии вашего ребенка.

Чтобы развить в ребенке ощущение свободы и творческой активности, рисуйте вместе сним!

 

«Радуга»

Продемонстрировать волшебную игру красок, обу­чая ребенка смешивать цвета, полезно, попросив его нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите ему счи­талку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) же­лает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) филин (фиолетовый)» и вместе с ним прорисовывайте и радугу, смешивая краски.

«Самоцветы»

Упражнение дает возможность свободно экспериментировать

с цветом. Мокрый лист бумаги - это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

 

«Рисуем музыку»

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки.

«Рисуем настроение» (для детей с 5 лет)

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона - это тре­вожные тона.

 

«Рисуем сказку»

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку внимательно послушать сказку (любую) и, когда ему захочется, изобразить что-то или кого-то цветом. Пока ребенок смешивает краски и рисует, взрослый спокойно ждет, затем продолжает сказку. Рисунок покажет, насколько эмоционально воздействует сказка на ребенка. Темная гамма будет свидетельствовать о негативном переживании. Свет­лая о радостном и легком.

«Времена года»

Предложить ребенку на одном листе нарисовать весну, лето, осень и зиму, рассказав, что «у природы нет плохой погоды», что любое состояние души полезно человеку. Интерпретируя, обратите внимание, грустно или радостно малышу рисовать осень.

«Рисуем всей семьей»

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать, что кому хочется.

 

А теперь несколько необычных способов рисования, развивающих умение удивляться, интересоваться и фантазировать.

«Рисование по точкам»

Взрослый заранее готовит схему рисунка, рас­ставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

«Чудо-рисунок»

Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из .... разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из ... овощей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчиков, белочек, птичек. Вот это будут чудо-кар­тины!

 

«Рисуем на асфальте»

Дайте ребенку мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.

 

«Смешной рисунок»

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Игра­ющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завя­зывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

 

«Коллективный рисунок»

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

 

«Рисуем открытку»

Чтобы сделать приятное человеку, ему можно подарить открытку и с чем-то поздравить, что-то доброе пожелать. Возьмите небольшие, но плотные (лучше картонные) листки. Предложите ребенку нарисовать что-то очень красивое, нежное, доброе, при этом постараться, ведь это подарок. Затем переверните открытку и со слов ребенка напишите пожелания тому, кому он хочет сделать приятное. Если он уже умеет писать, то помогите в орфо­графии.

Очень светлое появляется в душе чувство, когда даришь или получаешь такой подарок.

 

«Рисуем портреты»

Участники разбиваются на пары. Один - натур­щик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно цветоч­ками, звездочками, снежинками, шарами, морков­ками и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «ше­деврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.

Из полученных портретов собирается целая гале­рея.

 

«Рисунок на стекле»

Для этого способа рисования необходимо попро­сить папу сделать особый «мольберт». Кусок стекла или прозрачного пластика размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой, а еще лучше вставить в деревянную рамочку, чтобы не пораниться. Рисовать можно красками, фломасте­рами, мелками. Все, что захочется. Всегда нужно время, чтобы рисунок высох. С обратной стороны стекла можно подложить белую или цветную бу­магу, рисунок будет необычно изменяться в зави­симости от тона. Когда хочется нарисовать что-то другое, стекло начисто протирается тряпочкой, и «мольберт» опять чист и ждет своего талантливого художника!

совет: Если нет мольберта, можно рисовать на оконном стекле.

 

«Восковой рисунок»

Лист бумаги натирается свечой или парафином. Затем разукрашивается красками или мелками. Ри­сунок получается необычно красивым!

«Кляксы»

Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изобра­жение и сочините историю.

 

«Волшебный салют»

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка. Мани­пулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «вол­шебный салют». Великолепное зрелище!

совет: Не пугаться, если частички «салюта» по­падут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.