Психологическое значение процесса родов

ОСОБЕННОСТИ

развития эмоциональной сферы ребенка

 

 

Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка

 

Осознанное желание родителей иметь ребенка яв­ляется самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» эта формула, записанная в подсознании,

определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, суще­ственно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педа­гогов, - они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессив­ность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив - демонстративность, капризность, не­управляемость.

Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются - почему он такой, что мы делаем не так? И тогда я прошу родителей тактично ответить на вопрос, не было ли каких-либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах, сознаются: *Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его при­нятие дает серьезный толчок в диагностике психо­эмоциональных нарушений у детей и помогает вы­брать правильные и эффективные методы коррекции. Поэтому, будущие родители, желайте и ждите своего ребенка!

 

Следующим важным фактором в диагностировании причин появления детской тревожности и эмоцио­нальных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды.

Консультируя маму уже подросшего ребенка с эмоциональными нарушениями, ее обязательно просят ответить на вопрос, сложные ли были роды, своев­ременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы, оказывается, объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном раз­витии детей.

В психологии есть понятие «родовая травма», и имеются в виду не органические последствия родов. В данном случае происходит событие, на­полненное глубоким психологическим смыслом для каждого человека. Защищенный, умиротворенный, гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением зародыш чувствует себя в утробе матери великолепно (оговоримся, если в процессе беременности у мамы много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы, то зародышу тоже не совсем уютно). Приятная влажная среда, тишина, ласкающие звуки, нежные поглаживания мамы и палы, спокойная, безопасная темнота только наслаждение, упоение и покой. Но вдруг наступает момент, когда надо распрощаться со всем этим: куда-то исчезает влага, появляются настойчивые, выталкивающие из уюта толчки, что-то давит и заставляет выходить в неизвестное. Первый человеческий страх - это не страх смерти, это страх перед жизнью. «А зачем я оттуда вылез?» - это ведь и есть вопрос, мучающий человечество вечно, вопрос о смысле жизни, с ним мы и рождаемся, и живем, и умираем.

Очень важно, поэтому встретить маленькое существо радостно, легко, доброжелательно. Каждому человеку, встречающему ребенка на этом свете, надо подарить ему первую улыбку: будь это мама, врач, акушер, отец. Не зря в последнее время наметились в современной медицине положительные тенденции к «облагораживанию» процесса родов, к разрешению присутствия отца в этом важный для всей семьи момент, к родам в воде, к позволению хотя бы короткого телесного контакта мамы и малыша после механического разрыва пуповины, той нити, которая, в психологическом плане, ни­когда и не обрывается, а все развитие ребенка, его взросление и обретение самостоятельности лишь постепенное усиление ее.

Знающий и глубоко понимающий важность родов человек наверняка будет серьезно готовиться к ним, а окружающие постараются сделать их менее болез­ненными и примут активное положительное эмоци­ональное участие во встрече новорожденного с внеш­ним миром.

Задумываясь над вопросом, откуда берутся у ва­шего ребенка эмоциональные проблемы, вспомните, а легко ли он появился на свет, и тогда многие его проблемы станут вам понятны.