Гормоны. Гуморальная регуляция функций.

Урок № 21.

Тип:урок изучения нового материала

Дидактическая задача урока:ознакомить учащихся с новыми знаниями.

 

 

Место урока в теме:это первый урок в теме «Эндокринный аппарат». При изучении темы « Ткани, органы и системы органов» учащиеся уже знакомились с железистым эпителием и знают, что он образует два вида желез эндокринные экзокринные, изучена способность эндокринных желез вырабатывать гормоны. На данном уроке учащиеся познакомятся с гуморальной регуляцией, выяснят чем она отличается от нервной регуляции и как они взаимосвязаны.Выяснят, что такое гормоны, какими свойствами и функциями они обладают.

 

 

Ценности:Жизнь. Здоровье. Познание. Общение.

 

 

Цели:

Образовательные: дать понятие о значении и характерных особенностях гуморальной регуляции сравнительно с нервной, познакомить с природой гормонов, с железами внутренней секреции, учить составлять схемы.

 

Развивающие: формировать умение рассуждать и умозаключать, диалектическое мышление, развивать умение работать с учебником. Отрабатывать навыки коллективной работы, публичного выступления.

 

Воспитательные: формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к выбору будущей профессии, ответственность за свое здоровье.

 

Средства:

Методы:

1. по источнику передачи и восприятия информации- словесные, наглядные.

2. по степени самостоятельности мышления обучающихся- частично – поисковые

3. по стимулированию интереса к учению- создание ситуации занимательности.

4. Методы контроля- самоконтроль, взаимоконтроль.

 

 

Приемы: беседа, создание ситуации занимательности, игра.

 

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции», картонные таблички двух цветов.

 

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
1.     2.   3.     4.     5.   6.   Организационный момент: А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Актуализация знаний, мотивация на изучение нового материала. Мы изучаем как происходит нервная регуляция функций в организме. - Каков характер нервной регуляции? - В чем особенность нервной регуляции? - Является ли нервная регуляция единственной в организме? - Могут ли быть у гуморальной регуляции преимущества? - Что еще вы знаете об этой системе? - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?   План урока: 1. Гуморальная регуляция. 2. Гормоны, их классификация, свойства и функции. 3. Нейросекреторные клетки. 4. Расположение эндокринных желез в теле человека.     Рождение нового знания. 1) Гуморальная регуляция осуществляется при помощи биологически активных веществ, распространяющихся по организму с кровью, лимфой, а также через тканевую жидкость. 2) Для решения задач урока разбивается класс на команды, каждая команда выбирает свое задание. По окончании работы группа должна познакомить с результатами своей работы весь класс. Во время обсуждения каждая команда готовит по два вопроса отвечающей команде. 3) Работа с настенными таблицами.     Закрепление. Игра «Светофор» Учащиеся получают полоску картона с одной стороны красная,, с другой- зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.     Подведение итогов (рефлексия).   Домашнее задание. Изучить § 39, повторить основные понятия, ответить на вопросы. Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.     Формулирует и задает вопросы позволяющие актуализировать опорные знания учащихся. Задает эмоциональный тон урока. Выслушивает, координирует высказывания учащихся, устанавливает насколько усвоен материал. Диагностируются ожидания учащихся, осуществляется обратная связь.   Корректирует по возможности план урока.   Записывает тему на доске.     Рассказывает о гуморальной регуляции. Настраивает класс на деловой ритм занятия.     Определяет форму работы, время и форму отчета. Помогает в организации работы команд. Координирует и корректирует работу. Организует процесс отчета команд. Помогает суммировать информацию, фиксировать ключевые моменты.   Разбирает понятие эндокринная система. Показывает железы внутренней секреции на настенной таблице.   Активизирует мыслительную деятельность учащихся. Дает возможность еще раз повторить информацию о гормонах и железах. Развивает умение систематизировать, фиксировать свою готовность.     Провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня делали и как их ожидания совпали с результатами урока. Формируется четкая обратная связь на уровне личности ученика.     Записывает задания на доске и комментирует их.   Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.     Вспоминают о рефлекторном принципе работы нервной системы и рефлекторном характере нервной регуляции. Осмысливают скорость воздействия нервной регуляции на органы. Высказывают свои предположения. Соотносят свои знания. Определяют преимущества гуморальной регуляции. Делятся своими ожиданиями с учителем, с одноклассниками.     Мотивируются. Сверяют план со своими ожиданиями. Записывают тему урока в тетради.     Слушают, усваивают материал, расширяя уровень своих знаний. Развивают познавательный интерес.   Делятся на команды. Определяют свой объем работы и выполняют его, следя за временем и следуя инструкции по его выполнению Выполняют работу, демонстрируют умения самостоятельно добывать знания. Выступают в соответствии с знаниями, записывают основные понятия с классом в тетради. Воспринимают и осмысливают новый материал. Задают вопросы, уточняют. Делают записи в тетради. Запоминают названия и расположение желез внутренней секреции в организме человека. Поднимая «светофор» фиксируют свою готовность к ответу, оценивают свои знания. Занимают активную позицию. Переводят знания в убеждения.     Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. Осознают и дают понять учителю и одноклассникам, как этот материал вписался в их систему знаний.     Записывают задания в дневники.

 

Приложение к уроку № 21.

1. Какие вещества называются гормонами?

2. Каковы основные свойства гормонов?

3. Какие функции выполняют гормоны?

4. На какие группы подразделяют гормоны?

5. Какие клетки называются нейросекреторными?

6. Что такое железа?

7. На какие группы делятся все железы?

8. Какие железы относятся к эндокринной системе?

9. Куда выделяют свой секрет железы внутренней секреции?

10. Какие факторы влияют на активность эндокринных желез?

11. Какие виды регуляции секреторной активности желез существуют?

12. Как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляция?

13. Назовите железы внешней секреции?

14. Перечислите железы внутренней секреции?

15. Какие железы относятся к железам смешанной секреции?

16. Покажите на таблице эндокринные железы?

17. Найдите на таблице месторасположение эндокринных желез?

18. Покажите на таблице экзокринные железы?

19. Где в организме находятся железы смешанной секреции- покажите их?

 

Задания для команд.

Команда №1.

1. Изучить § 39 стр 126

Дайте определение понятию «гормон».

Дайте классификацию гормонам.

 

Команда « 2.

1. Изучите § 39 учебник М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина.

§ 58 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Какими свойствами обладают гормоны?

Результаты представьте в виде схемы.

 

Команда № 3.

 

1. Изучить § 39 учебник М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина

§ 58 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

Найдите функции гормонов, расскажите о них классу.