Симпатический и парасимпатический отделы, их строение, функции.

Урок №19.

Тип:Комбинированный.

 

Дидактическая задача урока:Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить изученное на прошлом уроке.

 

 

Место урока в теме:Это предпоследний урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы.» На предыдущих уроках темы учащиеся познакомились со строением и функциями спинного и головного мозга. Изучили общий план строения вегетативной нервной системы. На данном уроке будет происходить изучение функций и строения отделов вегетативной нервной системы, их взаимодействие, значение для жизнедеятельности человека. Урок обобщит знания темы.

 

 

Ценности:Жизнь. Здоровье. Познание. Общение. Компетентность.

 

 

Цели:

Образовательная: Закрепить понятия вегетативная нервная система, дуга вегетативного рефлекса, дать понятие строения симпатического и парасимпатической частей вегетативной нервной системы, описать физиологические функции, обобщить знания о вегетативной нервной системе.

 

Развивающая: Расширять кругозор школьников, умение обобщать, формировать аналитическое мышление, логическую речь, творческие способности учащихся.

 

Воспитательная: Формировать интерес к предмету, совершенствовать навыки самостоятельной работы, воспитывать уважение друг к другу.

 

 

Средства:

Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные.

2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – частично-поисковые.

3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.

4. Методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос.

 

Приёмы: Беседа, выступления учащихся с опережающими заданиями.

 

Формы: Индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: Таблицы «Схемы строения нервной системы», «Схемы строения парасимпатической и симпатической частей вегетативной нервной системы». Карточки. Скотч.

 

 

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Деятельность учащихся (ожидаемый результат)
  1.     2.   3.   4.     5.     6.   Организационный момент А) приветствие; Б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Устный опрос по вопросам. - Что такое вегетативная нервная система? - Какие функции она выполняет? - Опишите рефлекторную дугу вегетативной нервной системы.   Мотивация к изучению нового материала. - Из каких отделов состоит вегетативная нервная система? - Подчиняется ли вегетативная нервная система нашему сознанию? - В чём заключается функция симпатической и парасимпатической частей нервной системы? Симпатический отдел вегетативной нервной системы, его функции (система аварийных ситуаций).   Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, его строение, функции (система отбоя).   Закрепление. На оборотной стороне доски записана таблица. В первой колонке написаны органы, две другие пустые. Учащимся выдаются карточки с функциями симпатического и парасимпатического отделов, нужно прикрепить карточку в таблицу. Для решения поставленной задачи класс делится на четыре группы. 1,2 группы получают карточки с функциями симпатического отдела. 3,4 группе выдаются карточки с функциям парасимпатического отдела. Каждая группа по очереди выходит к доске и прикрепляет карточку.   Подведение итогов (рефлексия).     Домашнее задание. Повторить §30-38. Быть готовым к опросу по всей теме.     Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.   Учащиеся, которым требуется формирование устной монологической речи отвечают на вопросы. Учитель оценивает вместе с учащимися ответы. Устанавливает на сколько учащиеся усвоили материал темы.   Подготавливает учащихся к восприятию нового материала, активизирует мыслительную деятельность. Провоцирует активное обсуждение, если ответы неточные, корректирует их. Подводит к пониманию темы урока. Записывает тему урока на доске.   Актуализирует класс на дальнейшую работу. Предоставляет слово учащимся выполнявшим опережающее задание. Поддерживает выступающих. Помогает оформить схемы на доске. Даёт эмоциональную оценку выступающим. Организует обсуждение взаимосвязи отделов вегетативной нервной системы. Подводит под понятие значения вегетативной нервной системы для человека. Акцентирует внимание на медиаторах симпатического и парасимпатического отделов.     Даёт возможность повторить материал и закрепить его. Развивает осознанность познавательного процесса. Активизирует внимание учащихся с целью настроя на продуктивную работу.   Провоцирует размышления о значимости изученного материала. Формируется более чёткая обратная связь на уровне личности ученика.   Записывает задание на доске и комментирует его.   Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.     Включаются в процесс обсуждения на поставленные вопросы. Оценивают свои знания и знания одноклассников.   Заинтересованно слушают ответы своих товарищей, учатся уважать мнение каждого. Дополняют ответы. Мотивируются. Формулируют цель и тему урока. Записывают тему урока в тетради. Учащиеся выполнявшие опережающее задание выступают по своей теме. Выступающие учащиеся демонстрируют навыки публичного выступления. Класс активно слушает выступающих, воспринимает и осмысливает материал, записывает основные понятия и схемы в тетради. Учащиеся расширяют свои знания о строении вегетативной нервной системе и её отделах. Формируют целостное представление о вегетативной нервной системе. Формулируют вывод о принципе дополнительности в работе отделов вегетативной нервной системы, его значении для жизнедеятельности человека. Переводят знания о медиаторах в убеждения.   Учащиеся чертят таблицу в тетради и заполняют её в соответствии с заданием, обсуждая, предварительно информацию в группах. Оценивают информацию других групп и вносят их данные в таблицу у себя в тетради. Формируют личностное отношение к учебно-познавательной информации. Уточняют и обобщают знания о вегетативной нервной системе. Переводят знания в убеждения.   Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. Осознают и дают понять учителю и одноклассникам, как материал вписался в систему их знаний.   Записывают задание в дневники и уточняют его с помощью вопросов.  

Приложение к уроку № 19.