Головной мозг. Общий план строения.

Урок № 9.

Тип:Ознакомление с новым материалом, комбинированный.

 

 

Дидактическая задача урока: Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить изученное.

 

 

Место урока в теме: Это третий урок в теме «Строение и функции отделов нервной системы.» На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением и функциями спинного мозга. Изучили строение спинного мозга на поперечном разрезе, выяснили функции на примере коленного рефлекса. На данном уроке будет происходить знакомство с общим планом строения головного мозга, анатомическими отделами головного мозга. Урок продолжить формирование знаний о серым и белом веществах, необходимых для изучения функций отделов головного мозга.

 

 

Ценности:Жизнь. Здоровье. Познание. Компетентность.

Цели:

Образовательная:Формировать целостное представление о головном мозге, уточнить и конкретизировать имеющуюся информацию по данной теме.

Развивающая: Развить творческие способности, самостоятельность, познавательный интерес, рефлексию.

Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, совершенствовать навыки коллективной работы.

 

Средства:

Методы:

1. По источнику передачи информации и её восприятия – словесные и наглядные.

2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – проблемно-поисковые.

3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.

4. Методы контроля – самоконтроль, индивидуальный контроль.

Приёмы: Беседа, диалог, создание ситуации занимательности, самостоятельная работа с учебником.

 

Формы: Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

 

Оборудование: таблицы: «Отделы головного мозга ( срединный продольный разрез ).» , «Основание головного мозга.» , «Модели мозга человека.».

Немые схемы строения мозга, булавки, карточки с подушками.

 

 

  №     Структура задания.     Деятельность учителя (педагогическое воздействие   Деятельность учащихся ( ожидаемый результат)
  1.     2.   3.   4.     5.     6.     7.     Организационный момент: а) приветствие б) учет посещаемости ( дежурный ученик называет отсутствующих ).   Актуализация изученного материала: а) экспресс-опрос по карточкам (два варианта ). б) проверка результатов в парах.   Мотивация к изучению нового материала - Будут ли прослеживаться различия в строение головного и спинного мозга? - Какое строение будет иметь головной мозг? На данном уроке будут рассмотрены общие сведения о головном мозге . План урока: 1. Характеристика головного мозга. 2. Знакомство с анатомическими отделами. 3. Строение головного мозга. 4. Черепномозговые нервы.   Изучение нового материала.   1. Головной мозг человека располагается в мозговом отделе черепа, его средний вес 1360-1400 грамм. Отличается от других органов тела ускоренным развитием, к семи годам приобретает размеры близкие к мозгу взрослого человека.   2. Какие анатомические отделы будут выделяться в головном мозге человека?     3. Строение головного мозга.   4. Черепномозговые нервы.     Закрепления материала. Работа с немыми таблицами. Класс делится на три группы. Представители групп поочерёдно выходят к доске, с помощью булавок и таблиц делают подписи к таблице.     Подведение итогов ( рефлексия ).     Домашнее задание. Изучить § 31. Вопрос 3 ответить письменно. 8 учащихся получат опережающее задание.   Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.     Задается эмоциональный тон урока. Организует опрос, проводит актуализацию знаний. Устанавливает на сколько усвоен материал.   Активизирует познавательную деятельность. Корректирует высказывания учащихся. Подводит к изучению темы.   Записывает тему урока на доске.   Задаёт настрой урока. Выдает основную информацию о строение головного мозга.   Провоцирует размышления учащихся, создаёт условия для учебной дискуссии. Помогает выяснить какие отделы наиболее развиты и почему. Организует работу с таблицами и моделями головного мозга.   Организует работу в группах по добыванию знаний из текста учебника. Подводит к понятию строения головного мозга, роли белого и серого вещества.   Акцентирует внимание на немых таблицах «основания головного мозга», показывает черепномозговые нервы. Организует работу с текстом учебника, помогает найти и дать названия черепномозговым нервам.     Организует групповую работу, координирует работу с таблицами, корректирует при необходимости ответы, помогает учащимся полученные знания перенести на новый уровень усвоения.     Подводит учащихся к размышлениям о том, что они делали на уроке и чего достигли. Формирует обратную связь на уровне ученика.     Записывает задание на доске, комментирует их. Создаёт возможность для самостоятельного получения знаний. Даёт информацию о проведение семинара.     Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.   Отвечают письменно на вопросы карточки.   Оценивают знания друг друга.   Отвечают, внимательно слушают друг друга, дополняют. Формируют тему и цели урока. Создают деловую обстановку, настраиваются на работу. Записывают тему урока в тетради.   Психологически настраиваются на работу, внимательно слушают.   Извлекают из долговой памяти знания об отделах головного мозга. Обсуждают высказывания друг друга. Делятся своими мнениями по этому вопросу. Сверяют схемы со схемами учебника. Делятся своими предположениями.     Составляют поочерёдно схему на доске, объясняют написанное, переносят схему в тетрадь. Находят сходство ствола мозга и спинного мозга.     Читает текст учебника и находит названия черепномозговых нервов, определяют место их выхода.     Выходящие к доске стараются безошибочно закрепить карточки на немых таблицах, оживляя их. Анализируют свои знания, оценивают их. Оценивают работу групп.   Имеют возможность проанализировать значимость информации данного урока.   Записывают задания в дневнике. Учащиеся получают возможность самостоятельного поиска ответов. Возникает заинтересованность предметом.