Нервная ткань.

Урок 2-3.

Вывод урока.

Особенности нервной регуляции.

1. Точная направленность нервных импульсов к определённому органу.

2. Большая скорость проведения информации, осуществляемая по нервным проводникам ( нервам ).

3. Быстрая и четкая приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды благодаря анализу информации в нервных центрах.

 

Достигая высочайшего развития у человека, нервная система составляет материальную основу психической деятельности, чувств, памяти, обучения, речи и мышления.

 

 

Тип:Комбинированный.

Дидактическая задача урока: Ознакомить учащихся с новыми знаниями и закрепить знания полученные на предыдущем уроке.

Место урока в теме: Это второй, третий урок в теме “Нервная система”. На предыдущем уроке учащиеся познакомились со строением и функциями нервной системы, особенностями нервной регуляции. На данном уроке происходит изучение нервной ткани, её клеток. Даётся классификация нервных клеток и волокон. Изучается строение нервных окончаний. Разбираются различные виды синапсов и синоптической передачи.

Ценности: Жизнь. Здоровье. Познание. Компетентность. Коммуникативность.

Цели:

 

Образовательные: дать понятие нервной ткани, раскрыть принцип строения, научить находить взаимосвязь строения и функций.

 

Развивающие: развитие умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника и дополнительной литературы.

 

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Средства:

Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные.

2. По степени самостоятельного мышления обучающихся – проблемно-поисковые.

3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности и ситуации успеха, познавательная игра.

4. Методы контроля – взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальный контроль.

 

Приёмы: беседа, создание ситуации занимательности, самостоятельная работа по заданиям и подготовка отчёта групп, игра.

 

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: таблицы “Нервная ткань”, “Строение нейтрона”, “Схема синапса”.

 

 

№     1.   2.   3.   Ò Структура занятия     Организационный момент: а) приветствие; б) учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих). Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. а) 2 учащихся работают на доске составляя схемы классификации нервной системы и готовят устный ответ. б) устный опрос по вопросам: - назовите этапы развития нервной системы; - перечислите структуры нервной системы; - чем отличаются соматическая нервная система от вегетативной? Мотивация и изучение нового материала. - из чего состоит нервная ткань? - Какие особенности в строении должны быть у клеток нервной ткани? - Все ли клетки нервной ткани будут одинаковыми? План урока: 1. Строение нервной ткани. 2. Строение нейрона. 3. Функциональная характеристика нервных клеток. 4. Строение и функции нервных волокон. 5. Функциональная характеристика нервных окончаний. 6. Строение и функции синапсов.   1. Рассмотрите таблицу “Нервная ткань” - найдите клетки, которыми образована ткань; - все ли клетки нервной ткани одинаковые? - В чём способность нервных клеток? - Глиальных клеток? - Одинаковые ли нервные клетки различных отделов нервной системы? 2. Рассмотрите таблицу “Строение нейрона” - в чём особенность строения нейрона? - Как называются отростки? - Какую функцию они выполняют? - Что такое синапс?     Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности дежурных.     Происходит отработка умения составлять схемы.   Устанавливает насколько учащиеся усвоили материал темы. Формируются навыки устной монологической речи. Оценивает ответы учащихся.     Слушает ответы учащихся, провоцирует активное обсуждение, если ответы неточные. Регулирует высказывания учащихся исходя из ответов. Подводит учеников к мысли о недостаточности знаний и необходимости изучения новой темы “Нервная ткань”.   Знакомит с планом урока. Записывает тему урока на доске.     Выслушивает учащихся, помогает им наводящими вопросами получить максимальное количество информации из таблицы, анализировать эту информацию. Новые термины записывает на доске.     Выслушивает учащихся, корректирует ответы. Записывает новые термины на доске. Деятельность учащихся (ожидаемый результат) Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.   Записывают схему и дают функциональную и морфологическую классификации нервной системы. Включаются в процесс обсуждения вопросов после домашнего параграфа. Дополняют ответы товарищей.   Внимательно слушают ответы своих товарищей, учатся сдерживать свои эмоции, выслушивать точку зрения всех. Оценивают достаточность своих знаний для ответов и понимают необходимость изучения новых знаний. Мотивируются, получая эмоциональный и деловой настрой на урок. Определяют будущую сферу деятельности.   Слушают друг друга, новые термины: нейрон, нейроглия, нейросекреторные клетки записывают в тетрадь. Воспринимают и осмысливают новый материал. Сравнивают разные клетки между собой, делают выводы: нервные клетки различаются строением (форма, размер) и функциями. Слушают ответы товарищей. Новые термины: аксон, дендрит, синапс записывают в тетрадь. Воспринимают и осмысливают новый материал. Углубляют свои знания.
  Ò 3. 4. Рождение нового знания 5. 6.   а) Итак, для решения поставленных задач будем работать группами. Весь класс делится на 4 группы. Каждая команда выбирает себе задание, которое выполняется коллективно. Для обеспечения эффективной работы групп выдаются карточки с заданием и подобранной дополнительной литературой. б) Обсуждение - время работы истекло, выслушаем представителей каждой группы.     Учитель определяет форму работы, время и конечный результат – форму отчета.   Помогает учащимся в организации работы групп.   Координирует и корректирует их работу.     Организует процесс отчета групп о проделанной работе. Помогает суммировать информацию. Поощряет и поддерживает выступающих посредством реплик. Помогает работать с доской.     Выступают в соответствии с заданиями. Демонстрируют умение отвечать на поставленные вопросы, моделировать схемы. Записывают схемы в тетрадях. Воспринимают и осмысливают новый материал. Осознают информацию.  

 

 

4.   5.     6.     Закрепление. Игра «Цепочка» Учащиеся по цепочки отвечают на вопросы. Вопросы написаны на плакате. 1) Какие функции выполняют клетки нейроглии? 2) Какое строение имеет нейрон? 3) Какие функции выполняют нейроны? 4) Каковы различия по строению между дендритами и аксонами? 5) Каковы различия в функциях дендрита и аксона? 6) Какие существуют классификации нервных клеток? 7) Какие виды нервных волокон бывают? 8) Какие структуры образуют нервное волокно? 9) Дайте классификацию нервным окончаниям? 10) Что такое межнейронные контакты? 11) Как устроен синапс? 12) На какие виды подразделяются синапсы? 13) Какие функции выполняют синапсы? 14) В чем разница между химическим и электрическим синапсом? 15) Как работает возбуждающий синапс? 16) Особенность тормозного синапса? 17) Что такое нейромедиатор? 18) Назовите возбуждающие нейромедиаторы? 19) Какие тормозные медиаторы вы знаете?   Подведение итогов (рефлексия)     Домашнее задание. § 27 изучить, повторять записи, ответить на вопросы на стр. 92.       Регулирует высказывания. Дает возможность всем учащимся принять участие в игре.   Учитель провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня делали и как их ожидания в начале урока совпали с полученным результатом. Формируется более четкая обратная связь на уровне личности ученика.     Записывает задание на доске, комментирует их.       Выбирают вопросы по желанию, слушают друг друга. Высказываются по интересующим темам. Оценивают работу друг друга. Переводят понятия на новый уровень осмысления. Присваивают знания.   Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. Осознают и дают понять учителю и одноклассникам, как этот материал вписался в их систему знаний. Формулируют вывод урока.   Записывают задания в дневнике.  

 

 

Приложения к уроку 2-3.