ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Восьмое, звездное небо. - Торжествующие 12. Шаг солнца медлит - ср. Ч., XXXIII, 103-105. 25-27. Тривия - Диана, Луна (охранительница распутий; лат. - trivium).Вечные нимфы - ее спутницы, звезды. 29. Одно царило Солнце - символизирующее Христа. 30. Как наше - в горних светочах ночей. - То есть как наше солнцеозаряет светом небесные звезды (ср. Р., XX, 1-6). 57. Полимния (Полигимния) - муза лирической поэзии, и ее сестры -остальные музы. 67-69. Морской простор - ср. Р., II, 1-15. 73. Роза - то есть дева Мария. 74. Веянье лилей. - Лилиями здесь названы апостолы. 94. Светоч огневой - архангел Гавриил. 112. Всех свитков мира царственный покров - то есть девятое небо,объемлющее все остальные небеса (см. прим. Р., I, 76-77). 119-120. За пламенем венчанным - то есть за пламенем Марии, увенчаннойогненным венцом Гавриила и вознесшейся в Эмпирей вслед за Христом. 128. "Regina coeh" (лат.) - "Царица неба" (пасхальный гимн). 131. Ларями этими - то есть душами праведных. 133-135. Здесь радует сокровище. - То есть здесь праведникинаслаждаются духовным сокровищем, которое в горестной земной жизни, подобнойВавилонскому плену еврейского народа, они скопили, отвергая мирскоебогатство. 136. Древний сонм и новый сонм - то есть праведники Ветхого и Новогозавета. 139. Кто наделен ключами... - Подразумевается апостол Петр.Восьмое, звездное небо (продолжение) 11. Стал вьющимися на осях кругами. - Души торжествующих образовалимножество кружащихся хороводов. 20. Блаженный пламень - апостол Петр. 26. Для этих складок - то есть для этих оттенков. Изображая складки,художник должен брать краски менее резкие, чем те, которыми изображена самаодежда. 46. Бакалавр - звание лица, окончившего университет, дававшее право насоискание докторской степени. 48. Где он изложит, но не заключит. - На университетских диспутахдиссертант подтверждал доказательствами защищаемые положения, а заключениепроизносил председатель. 62. Твой брат - апостол Павел. 89. Этот бисер - то есть веру. 93. По ветхой и по новой коже - то есть по пергаментным листам Ветхогои Нового завета. 101. Дела - чудеса, о которых рассказывает Библия. 126. Юнейших ног опережая след. - По евангельской легенде, Петр сошел впустую гробницу Христа, опередив Иоанна, пришедшего вместе с ним. 132. Волю - к вращению (см. прим. Р., I, 76-77). 137. Вы - то есть апостолы.Восьмое, звездное небо (продолжение) 5. К родной овчарне - то есть к Флоренции. 8. Осенюсь венцом - увенчаюсь венцом (лавровым венком) поэта. 9. Том, где крещенье принимал ребенком - то есть в "прекрасномСан-Джованни" (А., XIX, 17). 12. Благословен Петром. - См. Р., XXIV, 148-154. 14-15. Старшина - то есть апостол Петр (Р., XXIV, 19-21). 17-18. Вот витязь - апостол Яков, к гробнице которого в Сант-Яго деКомпостела, в испанской провинции Галисье, стекались многочисленныепаломники. 26. Coram me (лат.) - передо мною. 30. Как щедр небесный храм ко всем. - Беатриче имеет в виду "Послание"апостола Якова, где говорится о щедрости бога. 32-33. Ведь ею ты бывал... - По евангельской легенде, в трех случаяхХристу сопутствовали только три апостола - Петр, Яков и Иоанн, в которыхтолкователи видели олицетворенными веру, надежду и любовь. 38. К горам - то есть к Петру и Якову. 55. Свет Ерусалима - то есть свет Рая, "Небесного Иерусалима". 56. Из Египта - то есть из страны земной неволи. 72. Тот, кто всех выше вышнего воспел - то есть царь Давид. 83. К добродетели - то есть к надежде. 83-84. До края борьбы за пальму - то есть до мученической смерти. 91. Две ризы - то есть блаженство души и тела (после воскресениямертвых). 95. Твой брат - апостол Иоанн, говорящий в Апокалипсисе о блаженствеизбранных, облеченных в белые одежды. 98. "Sperent in te" (лат.) - "Да уповают на тебя". 100. В одном огне. - Это апостол Иоанн. 101-102. Будь у Рака сходный перл... - С 21 декабря по 21 января призаходе солнца восходит созвездие Рака. А заходит оно при восходе солнца.Если бы в этом созвездии была звезда столь же яркая, как этот воссиявшийогонь, то в течение месяца круглые сутки было бы светло, как днем. 112-113. Пеликан - подразумевается Христос. (Существовало поверье,будто пеликан, раня себя клювом в грудь, воскрешает своею кровью умершихптенцов.) По евангельскому рассказу, на тайной вечере Иоанн "возлежал угруди Иисуса". 123. Чтоб видеть то, чего искать напрасно. - Существовала легенда,будто апостол Иоанн был живым взят на небо. Поэтому Данте всматривается вего сияние, пытаясь разглядеть тело, которое должно было бы частичнозатмевать силу света (ст. 118-119). 127-128. В двух ризах здесь... - Смысл: "В Раю обладают душою и теломтолько Христос и Мария, два сиянья, незадолго перед тем взнесшиеся вЭмпирей" (Р., XXIII, 85-87; 112-120).