ПЕСНЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ПЕСНЬ СЕМНАДЦАТАЯ

Круг третий (окончание). - Круг четвертый. - Унылые 19-20. Жестокость той... - Прокна, чтобы отомстить своему мужу -фракийскому царю Терею, который изнасиловал ее сестру Филомелу и вырезал унее язык, убила своего сына Итиса и его мясом накормила отца (Метам., VI,424-674). Прокна (по тому варианту мифа, которому следует Данте) былапревращена в соловья, а Филомела-в ласточку (ср. Ч., IX, 13-15). 26-30. Распятый, гордый обликом, злодей... - Аман, приближенныйперсидского царя Артаксеркса, злобствуя на Мардохея, замыслил его повесить иистребить всех иудеев. Но царица Эсфирь, иудеянка, предотвратила егозамысел, и царь велел повесить Амана на дереве, которое тот готовил дляМардохея (Библия). 34-39. В слезах предстала дева... - Лавина, или Лавиния (А., IV, 125;Р., VI, 3), дочь царя Лация, Латина, и Аматы. Отец просватал ее затроянского вождя Энея, а мать хотела выдать за Турна, царя рутулов. Смотряна битву троянцев с рутулами и думая, что Турн убит, Амата "в мрачной яростиповесилась" (Эн" VII, 249-474; XII, 593-613). 68-69. "Beati pacific!" (лат.) - "Блаженны миротворцы". 91-139. Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II,III - любовь к "чужому злу", то есть зложелательство (гордость, зависть,гнев); круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V,VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие,сладострастие). 94. Природная любовь - это естественное стремление тварей (будь топервичное вещество, растение, животное или человек) к тому, что для нихблаготворно ("Пир", III, 3). Она никогда не ошибается в выборе цели. 110. Первая, сущность - бог. 114. В вашем иле - то есть на земле.Круг четвертый (продолжение) 18. Слепцов - то есть эпикурейцев, утверждающих, что "любовь оправданавсегда" (ст. 34-36). 30. К среде, где он прочнее сохранен - то есть к сфере огня (см. прим.Ч., IX, 30). 49-51. Творящее начало, по учению схоластов, есть то, что, соединяясь свеществом, придает ему тот или иной вид бытия. Для человека творящим началомявляется душа, пребывающая врозь с веществом, в пределах, вещества. Таящаясяв ней "особая сила" и есть "природная любовь" (Ч., XVII, 19-27; XVIII,19-27). 73-74. Вот то, что Беатриче называет свободной волей. - См. Р., IV,13-21; 73-80; Р., V, 19-24. 79. Навстречу небу. - Суточное перемещение Луны по небесной сферепроисходит с запада на восток. 79-81. Там, где солнце мчится... - Луна восходила в знаке Скорпиона ишла тем же путем, который проходит Солнце, когда оно, вступив в этосозвездие, кажется для обитателей Рима заходящим между Сардинией и Корсикой. 82. Пьетола - родина Вергилия (см. прим. А., I, 69). 91-93. Асон и Исмений - реки в Беотии. 100. Мария в горы устремила шаг. - По евангельской легенде, дева Марияпоспешила в горы, чтобы приветствовать свою родственницу Елисавету, зачавшуюсына. 101-102. Цезарь, вытеснив Помпея из Италии, быстро двинулся в Галлию,оставил Требония и Децима Брута осаждать Марсилью (Массилию, Марсель) с сушии с моря, вступил в Испанию и около Илерды (Лерида) принудил помпеянцев ксдаче (49 г. до н. э.). 118. Сан-Дзено - монастырь в Вероне. Имя говорящего здесь аббатаостается невыясненным. 119-120. Император Фридрих Барбаросса в 1162 г. разрушилсопротивлявшийся ему Милан; вот почему в этом городе о нем "скорбноговорят". 121-126. Одну стопу уже во гроб поставил Альберто делла Скала,властитель Вероны (умер в 1301 г.), который незаконно назначил аббатом вСан-Дзено своего побочного сына, хромоногого Джузеппе, человекабезнравственного (умер в 1313 г.). 131-132. Зубами вцепясь в унынье - то есть порицая этот грех. 133-135. По библейской легенде, евреи, вышедшие из Египта по днуЧермного моря, побоялись вступить в обетованную землю. За это всесовершеннолетние осуждены были умереть в пустыне, и только дети их, сороклет спустя, наконец увидели Иордан. 136-138. Малодушные спутники Энея, оставшиеся в Сицилии (Эн. V,700-778).