ПЕСНЬ ВТОРАЯ

У подножия горы Чистилища. - Новоприбывшие души умерших 1-3. По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены напротивоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт. Всеверном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневного круга"),пересекающего этот горизонт, приходится над Ерусалимом. В описываемый чассолнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться нанебе Чистилища. 4-6. А ночь... - Согласно средневековой географии, Иерусалим лежит всамой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полярнымкругом и экватором и простирающейся с запада на восток всего лишь на 180ьдолготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равномотдалении от Иерусалима находятся: на крайнем востоке - устье Ганга,текущего с запада на восток, на крайнем западе - Геркулесовы столбы, Испанияи Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганганадвигается ночь. В описываемое время года, то есть в пору весеннегоравноденствия, ночь держит в руках весы, то есть находится в созвездииВесов, противостоя солнцу, находящемуся в созвездии Овна. Осенью, когда она"одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет изсозвездия Весов, то есть "выронит" их. 16. И снова да сверкнет! - Данте жаждет после смерти снова очутиться угоры Чистилища, на берегу спасения. 26. В той первой белизне. - То, что белело по сторонам приближающегосясвета, были крылья ангела; то, что белело внизу, - его одежда. Средоточиемсвета было его лицо. 46. "In exttu Israel" (лат.) - "Когда вышел Израиль [из Египта]". 56-57. Сбив с небесной середины Козерога. - При восходе солнцасозвездие Козерога было на меридиане, а теперь начало склоняться к западу. 86. И тут ее узнал я. - Данте узнал тень своего друга, композитора ипевца Каселлы (ст. 91). 91-92. Ради возвращенья сюда же - ради того, чтобы после смертиоказаться в Чистилище, а затем в Раю. 94-105. Каселла рассказывает поэту, что души тех, "кто не притянутАхероном" (ср. А., III, 70-129), то есть не осужден на муки Ада, слетаютсяпосле смерти к устью Тибра (ср. Ч., XXV, 85-87), откуда ангел отвозит их вчелне на остров Чистилища. Хотя он долго не брал с собой Каселлу, тот неусматривает в этом обиды, будучи убежден, что желание ангела-перевозчика "свысшей правдой сходно". Но сейчас весна 1300 г., в Риме, начиная срождества, справляется церковный "юбилей" (см. прим. А., XVIII, 28-33),щедро отпускаются грехи живым и облегчается участь мертвых. Поэтому вот ужетри месяца, как ангел "берет свободно" в свою ладью всех, кто ни попросит 112. "Любовь, в душе беседуя со мной". - Так начинается одна из канцонДанте, открывающая собою третий трактат "Пира". 119. Величественный старец - Катон.