ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ

Круг шестой (окончание) 8-9. Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить раскол междузападной и восточной церковью и благосклонно принявшие константинопольскоголегата Фотина, прослыл еретиком. 16-66. Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада(А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени (ст.17), расположены три круга (ст. 18)-седьмой, восьмой и девятый. В этихкругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом (ст.22-24). Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в ближайшем,седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одномуровне (ст. 28-33). Б первом поясе (ст. 34-39) карается насилие над ближним (убийство,злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения). Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою (самоубийство) и надсвоим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своегоимущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам,караемой в четвертом круге). В третьем поясе (ст. 46-51) - насилие, направленное против божества(богохульство) и против созданного им порядка (против естества - содомия, ипротив естества и искусства - лихоимство). Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узамидоверия или нет (ст. 52-54), карается в восьмом или же в девятом круге. В восьмом круге (ст. 55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или рвов,караются обманувшие недоверившихся (1 - сводники и обольстители; 2 -льстецы; 3 - святокупцы; 4 - прорицатели; 5 - мздоимцы; 6 - лицемеры; 7 -воры; 8 - лукавые советчики; 9 - зачинщики раздора; 10 - поддельщикиметаллов, людей, денег и слов). В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит,казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели (ст. 61-66). Здесь -четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея(предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, вцентре вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своихпастях предателей величества земного и небесного. 50. Каорса - город Кагор (франц. Cahors) в Южной Франции, славившийся всредние века своими ростовщиками (лихоимцами). В Италии слово "каорсинец"означало "ростовщик". Содом - по библейской легенде, город, спаленный небесным огнем запротивоестественный разврат его обитателей (содомитов). 64. Дит - Люцифер (см. прим. А., VIII, 68). 67-90. Отвечая на вопрос, почему гневные (ст. 70), чревоугодники,сладострастники (ст. 71), скупцы и расточители (ст. 72) караются вне стен"красного города", Вергилий поясняет (ст. 76-90), что они менее виновны, чемнасильники и обманщики, потому что их грех состоит в несдержности. При этомон ссылается на хорошо известную Данте классификацию пороков, которуюАристотель дает в своей "Этике" (кн. VII, гл. I): несдержность(incontinenza), злоба (malizia), буйное скотство (matta bestialitade). Несдержность, то есть злоупотребление естественными наслаждениями,телесными или душевными, карается в кругах II-V. Буйное скотство, то есть удовлетворение низменных побуждений,приводящее к разного рода насилию, наказуется в седьмом круге. Злоба, то есть душевная испорченность, орудующая обманом, казнится ввосьмом и девятом кругах. (Здесь термин "злоба", соответствующийАристотелевой xaxia, применяется в более тесном смысле, чем в ст. 22-24, гдеон включает и - насилие, то есть "буйное скотство", и обман.) На границе между верхним и нижним Адом, внутри стен города Дита, надобрывом, ведущим в седьмой круг, терпят муку еретики (А., IX, 106-133; X;XI, 1-9). Отступники от веры и отрицатели бога, они выделены особо из сонмагрешников, заполняющих верхние и нижние круги. 98. Философ - Аристотель. 101. В физике - то есть в "Физике" Аристотеля (II, 2). 111. И спутником ее - то есть искусством, производительным трудом. 113-114. Созвездие Рыб взошло над горизонтом, а Воз (созвездие БольшойМедведицы) склонился к северо-западу (Кавр; лат. Саurus - названиесеверо-западного ветра). Это значит, что до восхода солнца осталось двачаса.