ПЕСНЬ ШЕСТАЯ

ПЕСНЬ ПЯТАЯ

Круг второй - Минос - Сладострастники 4. Минос - в греческой мифологии - справедливый царь-законодательКрита, ставший после смерти одним из трех судей загробного мира (вместе сЭаком и Радамантом). В Дантовом Аду, превращенный в беса, он назначаетгрешникам степень наказания. 34. Вдоль скалы - на которой восседает Минос. 61-62. Нежной страсти горестная жрица - карфагенская царица Дидона,вдова Сихея, заколовшая себя, когда ее покинул Эней (Эн., I и IV). 73-74. Я бы хотел ответа от этих двух. - Это и в Аду неразлучные тениФранчески да Римини и Паоло Малатеста. Франческа, дочь Гвидо да Полента,синьора Равенны (А., XXVII, 40-42), была около 1275 г. выдана замуж заДжанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов (см.прим. А., XXVII, 46), некрасивого и хромого. Когда Джанчотто узнал, что онавступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. Этослучилось между 1283 и 1286 гг. Последний свой приют изгнанник Данте нашел у племянника Франчески,Гвидо Новелло да Полента, синьора Равенны. 81. Если Тот позволит - то есть если позволит бог. 97-99. Я родилась над теми берегами - в Равенне. 107. Каина - первый пояс девятого круга Ада, где казнятся убившие илипредавшие своих родных (см. прим. А., XXXII, 16). 128. О Ланчелоте сладостный рассказ - французский прозаический романXIII в. о рыцаре Круглого Стола Ланчелоте (Ланселоте) и о любви его ккоролеве Джиневре (Женьевре), жене короля Артура. Роман этот имелся и витальянском переводе. 137. Галеот - рыцарь, способствовавший сближению Ланчелота с Джиневрой.Он уговорил прекрасную королеву поцеловать застенчивого героя.Круг третий. - Цербер. - Чревоугодники 13. Цербер - в греческой мифологии - трехглавый пес, охраняющий вход вАид (Эн., VI, 417-423). У Данте это трехглавое чудовище, бес (ст. 31) счертами пса и человека (борода, руки), терзающий чревоугодников. 49. Твой город - Флоренция. 52. Чакко. - "Жил во Флоренции некто, всеми прозываемый Чакко, человек,прожорливее которого не бывало никогда", - так рассказывает о нем Боккаччо впосвященной ему новелле "Декамерона" (IX, 8). 64-72. И он ответил... - Чакко предсказывает ближайшие судьбыФлоренции, раздираемой враждою между Черными гвельфами (сторонниками римскойкурии), возглавляемыми знатным родом Донати, и Белыми гвельфами, с родомЧерки во главе (отстаивавшими независимость Флоренции против посягательствпапы Бонифация VIII). После долгих ссор прольется кровь - при стычке Белых иЧерных на празднике 1 мая 1300 г. Власть достанется лесным (так названыБелые, потому что Черки были выходцы из деревни), а многих Черных постигнетизгнанье (летом 1301 г., после раскрытия их заговора в церквиСанта-Тринита). Когда же солнце трижды лик свой явит, то есть в 1302 г., они(Белые) падут, а тем (Черным) поможет встать рука тога (папы БонифацияVIII), кто в наши дни (в 1300 г.) лукавит, ведя себя двулично. Они (Черные)придавят их (Белых) и восторжествуют на долгий срок (многие Белые, в томчисле Данте, подвергнутся изгнанию. См. - прим. Р., XVII, 48). 73. Есть двое праведных, но им не внемлют. - Нет никаких данных, чтобыустановить, имел ли здесь Данте в виду определенных лиц. Быть может, онпросто хотел сказать, что во Флоренции не насчитать даже трех праведников,которые, по библейскому выражению, вошедшему в поговорку, одни спаслись быот божьего гнева. 79-87. Данте спрашивает о судьбе некоторых славнейших флорентийцев, какгвельфов, так и гибеллинов (см. прим. А., X, 32-51). 95. До трубы архангела - то есть до Страшного суда, который, поцерковным представлениям, ожидает живых и мертвых. 96-99. Смысл: "Когда придет Христос судить живых и мертвых (враждебныйк грешным судия), каждая из душ поспешит к могиле, где погребено ее тело,войдет в него и услышит свой приговор". 106-111. Наукой сказано твоей-то есть в трудах Аристотеля, на "Этику" и"Физику" которого Вергилий ссылается и в других случаях (А., XI, 80, 101).Чем существо совершеннее, тем оно восприимчивее к наслаждению и к страданию.Душа без тела менее совершенна, чем соединенная с ним. Поэтому послевоскресения мертвых грешники, хоть им "к прямому совершенству не прийти",будут испытывать еще большие страдания в Аду, а праведники - еще большееблаженство в Раю (Р., XIV, 43-60). 115. Плутос - бог богатства в греческой мифологии. Здесь этозвероподобный демон, охраняющий доступ в четвертый круг Ада, где казнятсяскупцы и расточители.