ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Сомнения Данте. - Ответ Вергилия 13. Сильвиев родитель - Эней, который, по рассказу Вергилия (Эн., VI,236-899), спускался в подземную обитель теней, где его отец Анхиз показалему души его потомков, поощряя его основать новую державу в Италии. 24-25. Преемнику верховного Петра - папе римскому. Он - Эней. 28. Там, вслед за ним. Избранный был Сосуд - то есть апостол Павел,которому легенда приписывала посещение рая и ада. 52. Из сонма тех, кто меж добром и злом-то есть из толпы душ,пребывающих в Лимбе (см. прим. А., IV, 24). 70. Беатриче. - Данте любил ее с детства, и когда она, двадцати пятилет от роду, умерла (в 1290 г.), он дал в своей "Новой Жизни" обещание"сказать о ней такое, чего никогда еще не было сказано ни об одной". В"Божественной Комедии", оставаясь по-прежнему той женщиной, которую он любилна земле, она является символом небесной мудрости и откровения. 71. Из милого мне края - из Рая. 78. Малый небосвод - небо Луны, ближайшее к Земле, которая недвижнопокоится в центре вселенной. 94. Благодатная жена - то есть дева Мария. 96. Судью - то есть бога. 97. Лючия - христианская святая, аллегорически - "просвещающаяблагодать" (лат. lux - свет).Врата Ада. - Ничтожные - Ахерон. - Челн Харона 1-9. Надпись на вратах Ада. По христианской мифологии, ад сотворентриединым божеством: отцом (высшей силой), сыном (полнотой всезнанья) исвятым духом (первою любовью), чтобы служить местом казни для падшегоЛюцифера (А., XXXIV, 121-126). Он создан раньше всего преходящего. Древнейего - лишь вечные созданья (небо, земля и ангелы), и он будет существоватьвечно. Данте изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, которая,сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны концентрическимиуступами, "кругами" Ада. 37. И с ними ангелов дурная стая - которая, когда восстал Люцифер, непримкнула ни к нему, ни к богу. 42. Иначе возгордилась бы вина. - Грешники, казнимые в глубинах Ада,возгордились бы своим злодейством, видя рядом с собой этих ничтожных. 59-60. Кто от великой доли отрекся в малодушии своем - папа Целестин V,который был избран в 1294 г., семидесяти девяти лет от роду, и через пятьмесяцев, тяготясь своим саном, сложил его с себя. 77 Ахерон. - Реки античной преисподней протекают и в Дантовом Аду. Всущности, это один поток, образованный слезами Критского Старца ипроникающий в недра земли (А., XIV, 94-142) Сначала он является как Ахерон(греч. - река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, онобразует болото Стикса (греч - ненавистный), иначе - Стигийское болото, вкотором казнятся гневные (А , VII, 100-116) и которое омывает стены городаДита, окаймляющие пропасть нижнего Ада (А., VIII, 67-75). Еще ниже онстановится Флегетоном (греч. - жгучий), кольцеобразной рекой кипящей крови,в которую погружены насильники против ближнего (А , XII, 46-54) Потом, ввиде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном (А., XIV, 134 иприм ), он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь(А., XIV, 76-90, XV, 1-12). Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь(А., XVI, 1-3; 94-105), чтобы в центре земли превратиться в ледяное озероКоцит (греч. - плач) (XIV, 119; XXXI, 123; XXXII, 22-30; XXXIV, 52). Лету(греч. - забвение) Данте помещает в Земном Раю (А., XIV, 136-138), откуда ееводы также стекают к центру земли (А., XXXIV, 127-132; Ч , I, 41), унося ссобою память о грехах; к ней он добавляет Эвною (Ч., XXVIII, 121-133;XXXIII, 112-114). 83. Старик - Харон, перевозчик душ античной преисподней (Эн., VI,295-330). В Дантовом Аду он превратился в беса (ст. 109) 92. Челнок полегче должен ты найти. - Харон, зная, что Данте не осужденна адские муки, считает, что ему подобает место в том легком челне, вкотором ангел перевозит души к подножию Чистилища (Ч., II, 13-51).