Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления

Учреждения и органы, исполняющие наказания

Лекция 3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Наказание как мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения со­вершения новых преступлений. Достижение этих целей возлагается на государственные учреждения, и органы, исполняющие наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых дан в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы:

Первая — те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

- уголовно-исполнительные центры (учрежде­ния в структуре органов Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества);

- исправительные центры (эти структуры предусмотрены для исполнения основного наказания в
виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ);

- арестные дома (место отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания);

- исправительные учреждения (предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы);

- дисциплинарные воинские части;

- гауптвахты для осужденных военнослу­жащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.

Все названные виды органов, исполняющих нака­зания, руководствуются в своей деятельности, по­мимо УИК РФ, соответствующими положениями об этих органах, утвержденных Правительством РФ.

Вторая — учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

— суд;

— администрация организаций, где работает осужденный;

— командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (далее — коман­дование воинских частей);

— орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать, разрешение на занятие соответст­вующей деятельностью.

— должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной на­градой, либо соответствующий орган (ч. З ст. 16УИК РФ).

Наказание в виде обязательных работ исполняет­ся уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнитель­ной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 5 ст. 16 УК РФ).

Наказания в виде ограничения свободы исполняются исполнительным центром (ч. 7 ст. 16 УИК РФ), ареста—арестным домом (ч. 8 ст. 16УИКРФ), лишения свободы — колонией-поселением, воспитатель ной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого и особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, — следственным изолятором; пожизненного лишения свободы — исправительной колонией особого режима; смертной казни — учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 9—11 ст. 16 УИК РФ). Среди всех исправительных учреждений значение основного их вида приобрели колонии. Они располагают более широкими возможностями применения средств исправительного воздействия, в том числе общественно полезного труда. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффек­тивности его результатов. Наказание в виде лишения специального, воин­ского или почетного звания, классного чина и госу­дарственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются долж­ностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой. Тре­бования приговора о лишении специального, воин­ского или почетного звания, классного чина и госу­дарственных наград исполняются соответствующи­ми органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

В отношении военнослужащих наказания испол­няются: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — ко­мандованием гарнизонов на гауптвахтах для осуж­денных военнослужащих или в соответствующих от­делениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужа­щие (далее — командование воинских частей).

Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осущест­вляется командованием воинских частей.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Принцип соблюдения законности является самым важным в работе государственных служащих. Его реализация в деятельности выше указанных органов и учреждений означает точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов при исполнении приговоров в отношении осужденных. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, уполномоченных в области исполнения наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как правило, контроль направлен на комплексное выяснение подлинного состояния уголовно-исполнительной системы и ее элементов, что позволяет определить дальнейшие пути совершенствования ее деятельности. Обычно формы и содержа­ние контроля подчинены здесь эффективно­му достижению целей наказания, укреплению порядка и оптимизации условий его исполнения и отбывания, обеспечению должного правового положения осуж­денных, улучшению организации их труда и быта, созданию необходимых предпосылок для эффективной работы персонала исправительных учреждений, за­щите прав и законных интересов работников уголовно-исполнительной системы.

Органы местного самоуправления обладают рядом властных полномочий в решении экономических, со­циальных, хозяйственных, коммунальных, экологиче­ских и многих других вопросов местного значения. Осуществляя функции борьбы с преступностью и ох­раны общественного порядка на своей территории, органы местного самоуправления активно участвуют в деятельности правоохранительных органов и учреж­дений, в том числе тех, которые исполняют наказания. Одновременно они вправе проверять соблюдение за­конов в их работе, в том числе и администрацией ис­правительных учреждений, а также осужденными, от­бывающими наказание.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, яв­ляется одной из самостоятельных отраслей прокурор­ского надзора (гл. 3 закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации» от 17 января 1992 г.)