Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению организованной преступности и терроризма.
Вопрос 1. Понятие и признаки организованной преступности и терроризма. Сферы преступной деятельности.
Введение
II. Дополнительная литература
1. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349.
2. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (в ред. от 12.04.2009 г.).
3. Федеральный закон РФ от 26.04.2004 №26-ФЗ "О ратификации конвенции организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее".
4. Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
5. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 г.
6. Федеральный закон РФ «О противодействии экстремизму» 2002 г.
7. Указ Президента РФ от 13.09.2004 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».
Социально-экономические и политические реформы, проводимые в Российской Федерации, обусловили возникновение и воздействие на все сферы общественной жизни комплекса негативных экономических, социально-политических, культурных, морально-этических и иных факторов, детерминирующих преступность, как свое следствие. Ряд издержек и просчетов, допущенных в ходе реформ, некоторое ослабление государственного и общественного контроля над преступностью, в ряде случаев отсутствие необходимой законодательной базы также явились причиной криминализации общества.
Изучение характеристик, понятий и законодательных определений организованной преступности показало, что в зарубежном и российском законодательстве, научной литературе отличительные признаки (критерии), позволяющие идентифицировать преступные группы (организации, сообщества), которые могут быть квалифицированы как "организованные", довольно многочисленны и характеризуют самые различные стороны субъектов преступной среды и совершаемых ими преступных деяний. Данные признаки могут относиться к:
- количественному составу субъектов преступления (совершение преступления более чем двумя лицами; сотрудничество трех и более лиц; объединение или группа лиц);
- длительности преступной деятельности (в течение длительного или неограниченного (неопределенного) периода времени);
- категории преступлений (тяжкие уголовные преступления или совершенные лицами, имеющими судимость за совершение тяжких преступлений; тяжкие или особо тяжкие преступления);
- внутриструктурной деятельности субъекта преступления, то есть организационному построению и правилам внутреннего поведения субъекта преступной среды (наличие конкретной задачи или обязанностей у каждого члена группы; поддержание внутренней дисциплины и осуществление внутреннего контроля в той или иной форме; централизация власти в руках одного или нескольких членов; создание денежных запасов, служащих капиталом для преступного предпринимательства; специализация преступного сообщества по видам преступлений; создание системы по организации покровительства; установление железной дисциплины, неукоснительного подчинения, жестко регламентированных правил поведения; тщательное планирование преступных действий; формальное или неформальное причастие к одному или нескольким объединениям; сотрудничество основано на разделении труда; предумышленное, заранее планируемое преступное поведение, сговор о преступной деятельности постоянного характера, осуществление преступления на основе сплочения лиц, размежевания между ними преступных ролей, иерархическая система взаимоотношений, устойчивый характер преступной группы, целенаправленная разработка мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности, а в ряде случаев и тесным смыканием с коррупцией и др.).
Значительное внимание при этом уделяется организационному построению и правилам внутреннего поведения субъекта преступной среды. В основном через этот признак определяют организованную преступность А.И. Долгова, С.В, Дьяков, В.С. Устинов, С. Шаронов, В.В. Лунеев и другие.
В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в ст. 35 Уголовного кодекса России.
Организованной группой согласно ч. 3 названной статьи признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или несколько преступлений.
Другим фундаментальным понятием российского законодательства, относящегося к организованной преступности, является преступное сообщество (преступная организация). Согласно ч. 4 ст. 35 УК России преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено: 1) сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; либо 2) объединением организованных групп, созданным в тех же целях.
Самостоятельность каждой из данных форм требует выделения их специфических признаков. Для начала рассмотрим признаки, выделяемые в законе для организованной группы. Из определения организованной группы вытекают следующие признаки: 1) объединение двух и более лиц; 2) устойчивый характер объединения; 3) предварительная объединенность лиц; 4) цель - совершение одного или нескольких преступлений.
Таким образом, в российском законодательстве в основе понятия организованной преступности лежит в основном организационно-структурный подход.
В связи с этим основное внимание при документировании и раскрытии преступлений, совершенных организованной преступностью, уделяется не опасности для общества совершаемых ею противоправных деяний, а организационному построению и правилам внутреннего поведения субъекта преступной среды. Таким образом, в данном случае смещены акценты деятельности организованной преступности.
В связи с таким подходом на практике по ст. 210 УК РФ возбуждаются уголовные дела, хотя и относящиеся к тяжким или особо тяжким, но зачастую не отличающиеся от других тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных не организованной преступностью, а другим субъектом преступления. Это мошенничество, фальшивомонетничество и т.п. Выявление и раскрытие таких преступлений не оказывает существенного влияние на снижение криминальной ситуации в городе, определенных регионах.
К числу признаков, характеризующих организованные преступные группы можно так же отнести:
- средства достижения цели (применение насилия или иных средств запугивания);
- опасность для общества (значительная опасность для общества);
- цели преступной деятельности (получение прибыли и/или обладание властью).
Однако совершение преступления - это средство достижения цели, но не сама цель. В большинстве случаев целью организованной преступности является получение сверхприбыли.
Современная организованная преступная деятельность перестала быть преступностью с четко выраженным общеуголовным характером. Сейчас это сплав общеуголовной и «беловоротничковой» преступности, включая преступность «перламутровых воротничков», политическую, террористического и иного характера. Специалисты отмечают, что в начале XXI в. российская организованная преступность совершила качественный скачок, прочно утвердившись не только в сугубо криминальной сфере, но и в экономике, финансовой деятельности. Это позволяет ей предпринимать попытки влияния на жизнедеятельность всего общества.
Правоохранительные органы неоднократно выявляли попытки организованных преступных сообществ вторгнуться в политику и сферу государственного управления, лоббировать свои интересы во властньж структурах всех уровней путем подкупа представителей власти и должностных лиц, влиять на ход выборов, провоцировать межнациональные конфликты и политические скандалы, совершать физическое устранение и запугивание неугодных лиц и т.д.
Анализ комплекса данных, характеризующих организованную преступность, свидетельствует о крайне неблагоприятных фактических изменениях организованной преступности и серьезных просчетах в борьбе с ней. Просчеты состоят в том, что к уголовной ответственности привлекались и осуждались преимущественно рядовые участники организованных преступных формирований за отдельные эпизоды преступной деятельности. В результате проявления организованной преступности весьма неполно отражались в уголовной и судебной статистике.
За годы реформ в России перестали существовать регионы или прибыльные сферы хозяйствования, которые в той или иной мере не контролировались бы криминальной средой и где не действовали бы организованные группы и иные преступные формирования.
Заказные убийства и похищение людей, незаконная торговля оружием, наркотиками, хищение огромных денежных средств и отмывание их в зарубежных странах, акты международного терроризма - все это свидетельствует о том, что организованная преступность стала государственной проблемой, угрожающей национальной безопасности России.
На современном этапе развития российской государственности организованная преступность рассматривается как вид противоправной деятельности, сущность которой составляет процесс обращения капитала, приобретенного преступными формированиями противоправным путем, в легальных и нелегальных сферах общественной жизни, что оказывает влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь страны3
Вместе с тем в деятельности российских организованных преступных сообществ наблюдаются определенные приоритетные направления. Их выбор определяет специфика региона и криминальная специализация.
Одним из таких направлений по-прежнему остается незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. По данным правоохранительных органов, в 2001 г. было зарегистрировано 231 592 преступления, предусмотренных ст. 228 УК РФ, в 2002 г. - 179 938, в 2003 г. – 174 537, в 2004 г, - 82 893, в 2005 г. - 44855, по которым выявлены лица, их совершившие: в 2001 г. - 144 543 человека, в 2002г. - 107 111, в 2003г. - 99 521, в 2004 г. -57 282, в 2005 г.-ЗЗ 243. Резкое снижение показателей 2004-2005 гг. объясняется изменениями УК РФ, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Полагаем, что этим не замедлили воспользоваться преступные сообщества.
В настоящее время на территории РФ действует свыше 900 преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. Более 300 из них сформированы по этническому признаку, имеют обширные межрегиональные и транснациональные связи. В первую очередь это таджикские, чеченские, азербайджанские и цыганские группировки. Ими налажены устойчивые и защищенные каналы поставок крупных партий наркотиков из стран-производителей в РФ и, транзитом, в другие государства.
Популярна в деятельности организованных преступных трупп и организация каналов незаконной миграции, торговля людьми. По экспертным оценкам, на территории РФ находится от 1,5 до 5 млн. лиц без определенного правового статуса, покинувших государства своей национальной принадлежности. Из них более половины занимаются незаконной трудовой деятельностью.
Анализ миграционных процессов показал наличие хорошо отрегулированного процесса перемещения нелегалов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока через территорию РФ в европейские страны. По данным ФМС РФ, цена за транзит составляет от 1,5 до 2,5 тыс. долларов США с человека.
По данным ООН, Россия занимает ведущее место среди стран-поставщиков «живого товара» для мировой секс-индустрии . Это «результат» деятельности отечественных транснациональных преступных организаций. При этом эксперты оперируют весьма приблизительными цифрами, так как количество обращений российских граждан по фактам их эксплуатации невелико. Так, с момента введения в Уголовный кодекс РФ в декабре 2003 г. ст. 127 и 127 , предусматривающих ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда, было зарегистрировано в 2004 г. - 17 и 8, в 2005 г. -60 и 20 преступлений, соответственно.
Не последнюю роль в деятельности организованных преступных группировок занимает контрабанда, которая является традиционной для пограничных районов сферой деятельности организованной преступности. При этом количество зарегистрированных преступлений по ст. 188 УК РФ.
«Контрабанда» ежегодно увеличивается. В 2001 г. было зарегистрировано 3 860, в 2002 г. - 3 498, в 2003 г. - 3 552, в 2004 г. - 3 612, в 2005 г. -4 390 таких преступлений.
Особой популярностью у преступных группировок пользуется контрабанда угнанных автомобилей, что можно отнести к числу самых прибыльных видов преступной деятельности. В настоящее время на централизованном учете ГИАЦ МВД России состоит более 1,1 млн. автомашин, разыскиваемых по каналам Интерпола. В свою очередь, в Генеральном секретариате Интерпола на учете состоит 165 669 автомашин, похищенных в России. Как правило, организованные преступные группы, специализирующиеся на контрабанде, также имеют транснациональный характер.
Наряду с традиционными видами преступной деятельности набирает оборот использование экономики и финансовой сферы для легализации капитала. Одно из условий функционирования преступных организаций - легализация (отмывание) преступных доходов. Опасность данного вида преступлений состоит в том, что полученные преступным путем денежные средства, попадая в легальный оборот, продолжают работать на организованные преступные формирования.
Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчают ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах, а современные банковские системы электронных расчетов дают возможность без риска осуществлять международные преступные сделки, связанные, в первую очередь, с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовыми махинациями1'.
По мнению сотрудников Интерпола, ученых-криминологов, российская организованная преступность прочно вписалась в транснациональную организованную преступность. Этот факт не отрицается и российскими официальными лицами.
По словам главы МВД России, преступные сообщества, имеющие межрегиональные и международные связи, насчитывают более 4 тыс. активных участников. Под их контролем находятся, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов. Для создания благоприятных условий осуществления преступной деятельности организованный криминалитет проявляет повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления.
Следует отметить и проанализировать организованную преступность, связанную с террористической деятельностью. В Российской Федерации терроризм превратился сегодня в один из главных факторов дестабилизации обстановки, создавая серьезную угрозу территориальной целостности страны, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан Российской Федерации. Терроризм – это особая форма, прежде всего, политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целеустремленностью и внешне, достаточно высокой эффективностью. На практике, конкретно, это совершение демонстративно деструктивных, разрушительных действий для того, чтобы вызвать страх, запугать своих противников или же все население, физически уничтожив их представителей или нанеся значительный материальный ущерб.
Терроризм многолик. Политический терроризм связан с борьбой за власть, религиозный – со стремлением уничтожить иноверцев, корыстный – с извлечением материальных выгод, националистический – с желанием уничтожить, вытеснить другую нацию, захватить ее имущество, государственный с потребностью в устрашении и подавлении части жителей страны, активно выступающих против деспотизма, власти, военный – с устрашением противника реального или потенциального.
На всех этапах своего развития терроризм представлял собой явление, обусловленное многочисленными социальными причинами и развивающееся по мере их изменения. Центральное место в ряду причин терроризма занимают социальные противоречия, не получившие своевременного разрешения и достигающие конфликтной формы, особенно на ее конфронтационной стадии. Обострение социальных противоречий нередко порождает со стороны существующих в обществе отдельных социальных групп, общественных и политических организаций, в случае острого, действительного или мнимого, ущемления их интересов или угрозы им, различного рода неадекватные реакции на сложившееся положение вещей, в том числе – и использование общественно опасных, нередко противоправных способов их удовлетворения. В целом терроризм может быть отнесен к таким неадекватным реакциям.
Как социальное явление терроризм многопланов. Он включает в себя такие основные элементы, как: экстремистская террористическая идеология; комплекс организационных структур для осуществления терроризма в тех или иных его формах; сама практика террористических действий, то есть собственно террористическая деятельность. Терроризм обусловлен социальными процессами, отражающими существующие в обществе социальные конфликты в различных сферах его жизни, например, процессы идеологического и политического противостояния в обществе, межнациональные и межконфессиональные противоборства, трудовые и иные социальные коллизии. На возникновении и развитии терроризма сказываются как долговременные социальные противоречия, так и быстро преходящие.
В настоящее время налицо эскалация террористической деятельности особых экстремистских организаций. Это уже далеко не случайные террористические акты малоподготовленных партизан - теперь это специально организованная, часто почти профессиональная деятельность целенаправленно подготавливаемых в течение долгого времени боевиков или специальных агентов. В современном нам мире непрерывно усложняется характер терроризма, быстро нарастает изощренность его методов, интенсивно усиливается антигуманность террористических актов, приобретающих все более массовый и вследствие этого жестокий характер. Террористические акты исламских фанатиков-шахидов против США в сентябре 2001 г. показали: терроризм становится организованной силой мирового масштаба. По масштабам своих жертв он выходит на уровень регулярных боевых действий. Борьба против терроризма уже рассматривается как особая форма новой, «третьей мировой войны».
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационно войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.
Террористы осваивают ранее недоступные им методы совершения насильственных акций. Вполне реальной стала возможность использования террористами оружия массового поражения, отравления продуктов питания и объектов водоснабжения крупных городов, применения высокочастотных излучающих устройств, распространения опасных болезней и инфекций, нацеленных на поражение людей и домашних животных. Возрастает угроза атак со стороны религиозных фанатиков. Такие люди не ограничивают себя в своих действиях никакими нравственными барьерами. Их поступками руководят духовные наставники, имеющие право даже распоряжаться их жизнями по своему усмотрению. Опасность совершения актов терроризма фанатиками еще больше возрастает с учетом высокого уровня развития доступных им современных средств разрушения (вплоть до оружия массового уничтожения).
Важной особенностью современного терроризма является его хорошо структурированный и организованный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности. Для создания большего морально-психологического эффекта и общественного резонанса налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Ведется работа по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях их целенаправленного использования в кризисных районах, где одной из конфликтующих сторон являются радикальные мусульманские организации. Террористические методы стали их наиболее излюбленным и используемым оружием.
Указанные проблемы терроризма и экстремистской деятельности в предыдущем вопросе лекции требуют от государства активного вмешательства в сложившуюся ситуацию. И, прежде всего, путем воздействия на наиболее общественно опасные проявления данных явлений – на преступления, связанные с ними. Это возможно в рамках сложившейся системы предупреждения преступлений. Данная система включает в себя специальных субъектов, для которых предупреждение преступлений является одной из основных задач. Это, прежде всего, МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д. Особое место среди данных субъектов занимает органы внутренних дел, внося наибольший вклад в решение задач криминологической профилактики[1].
Это обусловлено, прежде всего, тем, что деятельность органов внутренних дел носит многосторонний характер: оперативно-розыскная деятельность, охрана общественного порядка и т.д., в том числе и предупреждение преступлений. При этом они имеют возможность проводить данную деятельность на самых ранних подступах к преступлению. Таким образом, органы внутренних дел играют значительную роль в предупреждении терроризма и экстремистской деятельности.
Особенность роли вытекает из правовых, организационных и тактических основ осуществления данной деятельности, что и будет нами подробно ниже.
Правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом органами внутренних дел, прежде всего, содержатся в Международных конвенциях.
В связи с широким распространением терроризма, связанного с угоном воздушных судов и захватом при этом заложников, принято несколько международных конвенций и соглашений: Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом пленарном заседании 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах» (1984 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.); Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977г.), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.). В последние годы принят ряд документов о сотрудничестве стран-участниц СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.); Соглашения о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Минск, 26 мая 1995 г.) и сотрудничестве министерств внутренних дел по борьбе с терроризмом (Минск, 8 сентября 2000 г.).
Важное значение имеют и другие международные документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.
Данные документы определяют следующие моменты:
- определяют понятия терроризма и экстремистской деятельности, а также круг деяний, относящихся к ним;
- указывают принципы осуществления деятельности, направленной на борьбу с данными явлениями;
- формулируют основы уголовной политики стран-участниц;
- создают основы сношения стран-участниц по борьбе с терроризмом и экстремистской деятельности, в том числе и координации их деятельности;
- и т.д.
Фундаментальную основу внутригосударственного законодательства, регламентирующего осуществления предупреждения терроризма и экстремисткой деятельности органами внутренних дел составляет Конституция Российской Федерации. В ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепляется функция государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, что предполагает деятельность по предупреждению и профилактике антиобщественных явлений, в том числе и преступлений.
Кроме того, положения, регламентирующие деятельность по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма, составляют законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, межведомственные и ведомственные нормативные акты, решения местных органов власти и управления.
Важное значение имеет Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1 и Указа президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2288). В нем закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
В развитие Концепции национальной безопасности России принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ). В преамбуле говорится, что настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Правовую основу составляют Конституция, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Закон и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов власти.
В Статье 50 Закона четко сформулированы цели борьбы с терроризмом: защита личности, общества и государства от терроризма; предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и ее последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
В числе субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, особое место было отведено Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Определены принципы антитеррористической (ст. 2) деятельности, в числе которых: приоритет мер предупреждения; сочетание гласных и негласных методов; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер.
Среди иных законодательных актов хотелось бы выделить такие законы как:
Уголовный кодекс Российской федерации, в котором определены терроризм (ст. 205) и наиболее общественно опасные деяния террористической и экстремистской направленности. К первой группе относятся:
- захват заложников (ст. 206);
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208);
- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
Ко второй группе можно отнести:
- воспрепятствование осуществления прав на свободу совести и вероисповедания (ст. 148);
- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149);
- хулиганство (ст. 213);
- вандализм (ст. 214);
- уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243);
- надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244);
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282).
Федеральный закон «О милиции», который обязал органы внутренних дел выявлять и раскрывать преступления без конкретизации их круга, указав лишь, что эта обязанность связана с поставленными перед милицией задачами, в частности, по обеспечению общественной безопасности и личной безопасности граждан (ст. 2 Закона «О милиции»).
Среди подзаконных актов ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Так, развитие концепции национальной безопасности Российской Федерации, получило развитие в его Указе от 17 декабря 1997 г. № 1300, в которой четко определены важнейшие задачи в области борьбы с преступностью: а) усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения: б) укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности. Подчеркнуто, что для профилактики и контроля над преступностью в первую очередь необходимо развить правовую базу как основу надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдать международно-правовые обязательства Российской Федерации в этой сфере.
В последнее время издан ряд указов, имеющих важное практическое значение, - «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13 сентября 2004 г. № 1167, «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 22 января 2001 г. № 61 (в ред. Указа от 27 марта 2001 г. № 346); «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 1255с (рассекреченный, в ред. Указов от 22 января 2001 г. № 64 и от 27 марта 2001 г. № 346).
Правительство Российской Федерации гарантирует реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области борьбы с терроризмом; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В сфере контроля над терроризмом принимает постановления, обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления, например: «О создании Межведомственной комиссии Российской Федерации» от 16 января 1997 г. № 45 (с изменен. от 4 февраля 1997 г. №134); «О федеральной антитеррористической комиссии» от 6 ноября 1998 г. №1302. Особого внимания заслуживает постановление правительства «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. №1040. В нем определен круг задач для органов исполнительной Правительство Российской Федерации гарантирует реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области борьбы с терроризмом; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В сфере контроля над терроризмом принимает постановления, обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления, например: «О создании Межведомственной комиссии Российской Федерации» от 16 января 1997 г.№ 45 (с изменен. от4 февраля 1997 г. № 134);«О федеральной антитеррористической комиссии» от 6 ноября 1998 г. № 1302. Особого внимания заслуживает постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040. В нем определен круг задач для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления крупных городов и населенных пунктов. Наиболее важными из них являются:
проведение среди населения разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
активное привлечение населения, местных охранных предприятий, служб безопасности организаций и общественных организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах;
осуществление систематических проверок деятельности по ведению учета и обеспечению сохранности взрывчатых материалов гражданского назначения в организациях, осуществляющих их производство, транспортировку, хранение и использование;
осуществление комплекса оперативно-розыскных и охранных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности террористических групп, в том числе имеющих международные связи;
выявление организованных преступных групп и сообществ, в первую очередь образованных на технической основе и занимающихся торговлей оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами;
реализация мероприятий по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих в своем производственном цикле радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы и сильнодействующие отравляющие и ядовитые вещества, других объектов повышенной опасности;
принятие мер к недопущению незаконного поступления финансовых средств, оружия, боеприпасов и средств связи, в том числе от иностранных государств.
Названным постановлением был образован межведомственный оперативный штаб и утвержден его состав. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственного оперативного штаба возлагалось на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Среди правительственных нормативно-правовых актов необходимо назвать также постановление от 22 июня 1999 г. № 660 (в ред. постановления от 9 сентября 1999г. № 1025), которым утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.
Главным нормативно-правовым документом в системе МВД в настоящее время является Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели (утв. Приказом МВД России от 25 декабря 2001 года № 1152 дсп). Основой для построения организационной структуры органов внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера является действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения и минимизации последствий от террористических акций (ст. 5 Наставления). Система включает федеральную антитеррористическую комиссию Российской Федерации, межведомственный оперативный штаб, оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона, региональный межведомственный штаб, межведомственные оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, оперативный штаб МВД России по осуществлению антитеррористической деятельности. Кроме того, в организационную структуру сил по предупреждению преступлений террористического характера входят главные управления и управления служб криминальной милиции и общественной безопасности, а также главные управления МВД по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и другие органы внутренних дел.