СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ TURBO PASCAL 7.0
ПУСТОЙ ОПЕРАТОР.
СОСТАНОЙ ОПЕРАТОР.
Составной оператор представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, и ограниченную операторными скобками beginи end.
Формат записи оператора:
begin - открывающая операторная скобка
оператор 1;
оператор 2;
. . . . . . . . . . . . . .
оператор n-1;
оператор n
end; - закрывающая операторная скобка
Составной оператор воспринимается как единое целое и может находиться в любом месте программы, где синтаксис языка допускает наличие оператора. Любой из операторов составного оператора, в свою очередь, также может быть составным. Следует обратить внимание, что после beginи перед end не ставится точка с запятой; она ставится между операторами.
Пустой оператор- это оператор, не выполняющий никакого действия. Пустому оператору соответствует отсутствие записи на том месте, где по правилам должен быть какой-нибудь оператор. После него можно поставить символ точки с запятой, например:
a := b;
r := 2;
; - пустой оператор
k := 7.2;
Обычно пустой оператор используется для организации перехода к концу локального или глобального блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока.
Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основные характеристики программы: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. О соответствии этих показателей решаемой задачи и возможностям компьютера должен позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим требованием является точность. Ограничения по объему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.
Программа на языке Pascal состоит из строк. Программист, набирая текст программы, имеет право произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т.е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, такая программа легче читается.
Синтаксически программа состоит из заголовка и блока. Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Глобальным блоком называется блок, который не входит ни в какой другой блок. Если в глобальном блоке находятся другие блоки, они называются локальными. Глобальный блок - это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки - это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т.д.) соответственно называются глобальными или локальными. Область действия объектов - блок, где они описаны, и все вложенные в него блоки.
Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.
Структуру программы можно записать следующим образом:
PROGRAM <имя>;
BEGIN
END.
В начале программы находится заголовок, состоящий в общем случае из зарезервированного слова program и имени программы. Заголовок программы несет чисто смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако рекомендуется всегда его записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других программ. После заголовка следует программный блок, состоящий в общем случае из семи разделов:
n списка имен подключаемых библиотечных модулей (он определяется зарезервированным словом uses);
n описания меток (label);
n описания констант (const);
n определения типов данных (type);
n описания переменных (var);
n описания процедур и функций;
n операторов.
Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний (кроме uses, который всегда расположен после заголовка программы) могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке. Главное, чтобы все описания объектов программы были сделаны до того, как они будут использованы. Программа может содержать комментарии, заключенные в фигурные скобки { } или в скобки вида (* *). Комментарии служат для документирования программы – компилятор их игнорирует, поэтому на их содержимое никаких ограничений не накладывается. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».