Стратегии поведения в конфликте.

Тема 4.2. Способы разрешения конфликтов

 

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а так же природу самого конфликта.

Существует пять стратегий, которые были выделены Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 году. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта – несовпадение интересов двух и более сторон.

Сетка Томаса – Килменна.

Индивидуальное действие Совместное действие    
Мера, в которой удовлетворяются свои интересы Стиль конкуренции   Стиль сотрудничества   Активное действие  
  Стиль компромисса    
Пассивное действие  
  Стиль уклонения   Стиль приспособления  
  Мера, в которой удовлетворяются интересы партнера    

1. Конкуренция. Человек старается удовлетворить собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

2. Уклонение. Человек не отстаивает свои права и не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы, а просто уходит от проблемы, игнорируя её, перекладывая ответственность за её решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные проблемы.

3. Приспособление. Человек действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы, то есть жертвует собственными интересами в пользу другого человека, уступая ему.

4. Сотрудничество. Участники конфликта приходят в альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот стиль побуждает человека к открытому обсуждению его нужд и желаний.

5. Компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний другого.

В реальном конфликте все указанные стратегии могут сочетаться, но в разной степени выраженности. Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия лучше. Важно учитывать особенности ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.

Наиболее перспективной представляется стратегия сотрудничества, однако она требует очень много времени на решение конфликта и неприемлема в условиях жестко ограниченного времени. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему, разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны.