Император Александр II: отмена крепостного права и реформы 1863-1874 гг.

Царствование Александра III: сложности и противоречия внутриполитического курса.

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

Император Александр II: отмена крепостного права и реформы 1863-1874 гг.

Тема: Россия во второй половине XIX века.

Лекция №8.

Вопросы:

18 февраля 1855 г. умер Николай I и на следующий день российский престол занял его сын Александр II (1855-1881 гг.), которому тогда было уже 36 лет. Александр II с апреля 1841 г. состоял в браке с при­нцессой Гессен-Дармштадтской - Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Приняв православную веру, она получила имя Марии Александровны. У Александра II и Марии Александровны было восемь детей 6 мальчиков и среди них будущий император Александр III и две девочки. 19 марта новый император подписал манифест об окончании неудачной для страны Крымской войны. В августе этого же года амнистировал всех оставшихся в живых декабрис­тов, дал разрешение на выпуск новых газет и журналов с од­новременным расширением гласности. В отличие от своего покойного отца Александр II твердо был убежден в необходимости отмены крепостного права. Он считал, что крепостное право тормозило экономическое развитие страны, подрывало государс­твенный авторитет России за границей. Поэтому в начале 1857 г. Александром II был учрежден Секрет­ный комитет для подготовки реформы. Александр II проявил настойчивость и убедил основную массу российских помещиков в необходимости отмены крепостного права. Для разработки условий реформы к лету 1858 г. были созданы губернские дворянские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. В 1859 г. были созданы редакционные комиссии для составления общего положения о крестьянах. В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили работу. Проект бедующей реформы был готов. 19 февраля 1861 г. царем были подписаны два документа о проведение реформы: «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и второй документ «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависи­мости». Эти документы касались трех основных вопросов: 1. освобождение крестьян от власти помещика. 2. наделение крестьян землей. 3. выкуп крестьянами помещичьей земли. С момента опубликования документов крестьяне пере­стали считаться собственностью помещиков. Теперь крестьян не­льзя было продавать, покупать, дарить, переселять, женить, т.е. крестьяне получили личную свободу и некоторые общегражданские права. Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием. Они продолжали платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялось также крестьянская община и общинное землевладение. Помещику вменялось в обязанность следить за порядком в деревне. Таким образом, освобождение крестьян было не полным. Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянами (крестьянской общиной) регламентировали «Положения» и уставные грамоты. В уставной грамоте указывались размеры надела на одну душу мужского пола и перечислялись повинности в пользу помещика. Наделение крестьян землей осуществлялось, исходя из интересов помещиков. Вся земля в имении призна­валась собственностью помещика-дворянина, в том числе и та, которая была в пользовании у крестьян до реформы. Однако помещики должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел за выкуп. Для этого вся страна была разделена на 3 полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из полос был установлен высший и низший размер крестьянского надела. Высший размер, больше которого крестьянин не мог требовать у помещика. Низший размер, меньше которого помещик не имел права предлагать крестьянину. В этих рамках между крестьянином и помещиком заключалась выкупная сделка. Так как регулировали взаимоотношения, между помещиком и крестьянами, при осуществлении выкупной сделке, мировые посредники, из числа местных помещиков-дворян, то, как правило, выкупная сделка заключалась в пользу помещиков. Если размер крестьянских наделов до реформы хоть немного превышал высшую норму земли, то этот излишек отчуждался в пользу помещика. Таким образом, в целом по стране крестьянство лишилось 20% земли. Все эти потерянные крестьянами земли стали называться «отрезками». В среднем, в ходе реформы, одна крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было недостаточно для ведения крестьянского хозяйства. После этой реформы крестьяне влачили жалкое, полунищенское состояние. Кроме того, земля предоставлялась крестьянам не безвозмездно. По закону за надел крестьянин сразу обязан был уплатить помещику 20% необ­ходимой суммы. Больше он просто не мог заплатить в силу своей бедности. Но помещик хотел получить сразу всю сумму. И условия реформы помогали ему в этом, так как государство выплачивало помещику остававшиеся 80% требуемых денег, предоставляя крестьянам ссуду. Следовательно, дворянин получал все 100% оплаты за землю и ничего не терял в ходе реформы. Затем в течение 49 лет крестьянин должен был распла­титься с государством, возвращая ему эти 80% денег, т.е. ссуду. При этом он еже­годно дополнительно платил государству 6% годовых. Вернуть государству эти 80% с 6% годовых называлось погасить «выкупные платежи». В результате го­сударство получало выгоду от такой сделки, а крестьянство терпело убытки, переплачивая за полученную землю, как помещику, так и государству. В част­ности, по ценам середины XIX века земля, которая переходи­ла к крестьянам, стоила 544 млн. рублей, а выкуп за нее был установлен в сумме 867 млн. рублей. Следовательно, разница в 323 млн. рублей стала своеобразной компенсацией помещи­кам за личное освобождение крестьян. Кроме того, выкупные платежи государству погашались до 1907 г. К этому времени государство получило от крестьян около 2 млрд. рублей т.е. в 4 раза больше рыночной стоимости земли в 1861 г. Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за волю. Потому что крестьянин становился свободным только после выплаты помещику 20% стоимости надела. До этого он оставался «временнообязанным», и должен был выполнять в пользу помещика все прежние повинности. Период перехода от повинностей на выкуп твердо установлен не был, он растянулся на целых 20 лет. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации с 1883 г. веременнообязанного состояния – все крестьяне должны были выкупить надел. В целом, эта реформа была половинчатой, она не решила крестьянско-аграрный вопрос, сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Именно нерешенность аграрно-крестьянского вопроса было одной из главных причин будущих революционных потрясений в начале XX в. В то же время, несмотря на многочисленные недостатки, крестьянская реформа 1861 г. имела и положительное значе­ние. Россия стала развиваться по капиталистическому пути. Отмена крепостного права, вызвала необходимость проведения реформ в различных областях жизни общества. Реформы 60-70 гг. XIX в. преследовали цель приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития, сохранив при этом дворянско-помещичье сословие, как опору монархии.

Земская реформа. В середине XIX в. в России было 69 губерний, в каж­дую губернию входило от 10 до 12 уездов. Правительство Александ­ра II решило реформировать местное управление. При этом преследовалась цель сократить расходы казны на местные нужды и усовершенствовать местное управление. 1 января 1864 года было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждений». По этому закону, на основе выборной системы, создавались земские учреждения на губернском и уездном уровнях. Выборы в земские собра­ния проводились на основе имущественного ценза по 3 куриям каждые 3 года. В первую курию входили собственники земли, имевшие от 200 до 800 десятин земли или люди владевшие недвижимостью стоимостью более 15000 рублей. Во вторую входили собственники городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6000 рублей и владельцы недвижимости, стоимость которой была не менее 2000 рублей. В третью сельские крестьян­ские общества, т.е. крестьяне. Причем выборы в третьей курии были многоступенчатыми. Сначала сельские общества выбирали своих представителей на волостные сходы, затем представители на сходах избирали выборщиков, а выборщики в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных (представителей) в уездное земское собрание проводились на уездном съезде всех 3 курий. Губернские гласные (представители) избирались на уездных земских собраниях. В уездах и губерниях органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных (представителей) заседали 1 раз в год. Они решали важнейшие хозяйственные вопросы и выбирали исполнительные органы – земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Земства занимались строительством и содержанием мес­тных дорог и мостов, в неурожайные годы оказывали помощь бедствующему населению, распространяли агрономические и агротехнические новшества, собирали и обрабатывали ста­тистические данные для центральных органов власти, занимались просвещением и здравоохранением. Земс­тва финансировались на основах самофинансирования, т.е. в основном за счет местного бюджета. Деньги поступали от местных предприятий, от меценатов, от торгового оборота. Правительство разрешило даже ввести земствам специаль­ный местный налог, сборы от которого шли в казну земских учреждений. Однако земская реформа так и не была доведена до ло­гического конца, поскольку не было создано органа власти, который бы координировал и направлял работу всех земств в общероссийском масштабе. К тому же в земствах большинство мест приходилось на дворянство, а председате­лями земских собраний могли быть только предводители гу­бернского и уездного дворянства. Кроме того, земские учреж­дения не отличались повсеместностью - они были открыты в 1865 г. всего в 19 губерниях Российской империи, а к концу 70-х гг. - в 35 из 59 губерний. И тем не менее, несмотря на эти недостатки, земские учреждения внесли большой вклад в развитие местного хозяйства и повышение управленческой и хозяйственной инициативы на местах.

Городская реформа. На похожих принципах была проведена городская реформа. Согласно «Городовому положению» от 16 июня 1870 г. создавалась система органов городского общественного само­управления: городская дума являлась распорядительно-зако­нодательным органом, а городская управа - исполнительным органом власти. И думу, и управу возглавлял один человек - городской голова, утверждаемый в своей должности мини­стром внутренних дел или губернатором. В выборах в органы городского самоуправления участвовали широкие круги избирателей. Все они делились на три избирательных собрания в зависимости от имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, которые вносили в местный бюджет города треть городских налогов, во второе более мелкие налогоплательщики, уплачивавшие также треть налогов, в третье все остальные налогоплательщики. Дума и управа изби­рались на 4 года. Городской голова, также избираемый на 4 года, обладал правом приостановки решений управы. В случае разногласий между думой и управой в спор вмешивался губер­натор. Органы самоуправления города решали те же задачи, что и земства - занимались благоустройство города, городской торговлей, устройством больниц, школ. К началу 90-х годов XIX в. городское самоуп­равление было введено в 621 российском городе из 707.

Судебная реформа.20 ноября 1864 г. вступили в силу Указ о судебной реформе и Судебные уставы. Вся Россия была разделена на 108 судебных округов. Водились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали гражданские и уголовные дела, размер ущерба по которым не превышал 500 рублей. Общие суды подразде­лялись на три вида: окружные суды, судебные палаты и Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали аппеляции и являлись первой инстанцией для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и обладал правом отменять решения всех видов су­дов, если на них подавались кассации. Судебная реформа закрепи­ла новые принципы в судопроизводстве. Было декларировано отделение суда от администрации, т.е. его независимость. Для закрепления этого принципа судьи получили высокую оплату своего труда - от 2,2 до 9 тысяч рублей в год. Кроме того, были также введены в судопроизводство та­кие новшества, как создание всесословного суда, несменяе­мость судей, прокурорский надзор. Судебные заседания стали открытыми для публики. Была обеспечена гласность суда, т.е. ход судебных заседаний освещался в печати. Одним из главных нововведений было учреждение института присяжных заседателей. Они назначались по жребию из представителей всех сословий. На каждом судебном заседании присутствовало 12 присяжных, которые, выслушав все стороны, выносили один из вердиктов: «вино­вен» или «невиновен», «виновен, но заслуживает снисхождения». На основании вердикта присяжных суд выносил решение, т.е. объявлял приговор. Еще одним существенным новшеством реформы стало введение состяза­тельности в ходе судебных заседаний. В этих целях был со­здан новый специальный институт - адвокатура. Теперь обвинение в суде поддерживал проку­рор, а ему противостоял адвокат-защитник. Судебная реформа имела и недостатки. В частности, так и не был реформирован Сенат. Для крестьян сохранили прежний сословный суд, где виновного могли присудить к телесным наказаниям. Рабочие по найму не имели право быть присяжными заседателями. Осуществление реформ и дальнейшие экономическое развитие страны невозможно было без повышения грамотности населения. Поэтому правительство вынуждено было пойти на демократизацию высшей школы, смягчение цензурных правил и реформу системы образования.

Реформа образования.В 1863 г. правитель­ством был издан новый университетский устав, по которому высшие учебные заведения получили широкое самоуправ­ление. Совет профессоров каждого университета имел право избирать ректора, деканов факультетов, профессоров на ва­кантные должности, отправлять молодых ученых на стажировку за границу. 19 ноября 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий, началась реформа средней шко­лы. Ее целью было создание в школах условий, которые бы обеспечили для университетов набор контингента слушателей. Гимназии делились на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет. В классических в основном изучались гуманитарные дисциплины, а в реальных дисциплины естественного цикла. В прогимназиях давался сокращенный курс обучения всего 4 года. Наряду с гимназиями и прогимназиями открывались реальные училища, которые готовили учащихся для технических ВУЗов. Правом поступления в университеты выпускники реальных училищ не обладали. 14 июня 1864 г. было издано положение о начальных народных училищах, началась реформа начальной школы. Было разрешено открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам. Эти школы были поставлены под контроль уездных и губернских училищных советов. Начальные школы были государственные, земские, церковноприходские и воскресные. Срок обучения в этих школах был 3 года, давалась элементарная грамотность. Учили писать, читать и считать. Наиболее высокие знания давали земские школы. В них помимо элементарной грамотности еще преподавались элементарные сведения по географии, истории и природоведению. Таким образом, была значительно расширена сеть средних и начальных учеб­ных заведений. Однако, несмотря на это подавляющее большинство населения страны, продолжало оставаться неграмотным. К 1897 г. уровень грамотности составлял 21,1% от общего количества населения. Школьное обучение из-за высокой платы было не доступно для низших слоев общества, начальное образование не было обязательным. Поэтому образование было уделом в основном высших слоев общества.

Реформа печати. 6 апреля 1865 г. была отмени­на предварительная цензура для большей части книг и «тол­стых» журналов. Только для газет сохранилась предварительная цензура. Впервые в России вво­дилась должность «ответственного редактора», отвечавшего перед властями за содержание выпускаемой издательствами и типографиями печатной продукции.

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне стало одной из главных причин, определивших необходимость осуществле­ния военной реформы. С 1862 г. она проводилась просве­щенным военным министром в правительстве графом Дмитрием Алексеевичем Милютиным. Главной целью реформы было сокращение финансовых средств на содержание вооруженных сил в мирное время и создание обученного запаса войск. Армия и флот должны были перевооружаться современным оружием и военной техникой и обучаться по новым, современным правилам. В этих целях был выработан новый устав строевой службы. Вместо гладкоствольных ружей на вооружение принимались нарезные винтовки и карабины. Флот вместо парусных судов стали оснащать паровыми. Для облегчения управления воору­женными силами страна в 1862-1864 гг. была разделена на 15 военных округов. В 1865 г. был учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Военное минис­терство по Положению от 1 января 1869 г. было реоргани­зовано, и в его состав вошли: Военный совет, Канцелярия, Главный штаб, Главный военный суд, Императорская главная квартира и Главные управления служб армии. В различных городах России открывалось несколько военных академий и десятки военных училищ. 1 января 1874 г. был издан манифест о введении всеобщей воинской повинности. Все мужчины с 21 года должны были являться на призыв, где по жребию отбиралось необхо­димое для пополнения армии и флота количество новобран­цев. Остальные зачислялись в «ополчение» и призывались в армию в случае необходимости в военное время. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 в армии (плюс 9 лет в запасе) и до 7 лет во флоте (плюс 3 года в запасе). Лица с высшим образова­нием служили 6 месяцев, окончившие гимназию - 1,5 года, получившие начальное образование - 3 года. Это позволило снизилась численность вооруженных сил в мирное время с 1100000 до 750000 тысяч человек. Из армии изгонялась муштра и палочная дисциплина с телесными наказаниями. Военная реформа сыграла важную роль в повышении боеспособности армии. Недостатком реформы было то, что офицерский корпус представлен был, в подавляющем числе, только дворянством. В целом, реформы 60-70-х гг. ускорили переход России к капитализму.

К концу правления Александра II в правительстве выдви­гались идеи народного представительства в России, т.е. участия представителей общественности в управлении страной вместе с монархом. В конце февраля 1881 г. министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов представил царю на подпись законопро­ект, по которому Государственный совет преобразовывайся в орган народного представительства. В России, тем самым, вводились бы элементы конституционной монархии. Император ободрил этот прогрессивный для России законопроект. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен бомбой народовольца-студента Гриневицкого и спустя полтора часа в мучениях скончался. Принятие в России конституции так и осталось делом нереализованным.