Информационная база УК

 

Информационное обеспечение – это совокупность всех видов информации по затратам на качество, методов и средств ее сбора, накопления, обработки, анализа, передачи, хранения и использования, предназначенной для воздействия на процессы формирования и управления затратами на качество, а также установления и поддержания необходимого для потребителей качества продукции

.

Виды информации:

§ Условно-постоянная (включает информацию постоянно используемую при управлении качеством: нормативная и техническая документация, методики учета и анализа затрат на качество, справочная информация)

§ Переменную (содержит переменные сведения, связанные с оперативным управлением качеством и текущей производственной деятельностью, включая информацию об отклонениях процессов управления, уровнях дефектности, брака, качества труда и др.)

Часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находит­ся на предприятии-изготовителе, другая — на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т. е. во внешней среде.

Источники информации:

1. внутренние: смета затрат на произ­водство, счета бухгалтерского учета, данные о зарплате персонала, планы и отчеты подразделений, данные о контроле качества продукции, данные о себестоимости продукции, данные об отказах и дефектах, руководящие документы и др.,

2. внешние источники: прайс-листы, материалы периодической печати, спе­циальная литература, исследования мнения потребителей.

Ос­новные источники информации о затратах на качество: Планирование и учет затрат на качество осуще­ствляются на основе бюджетов подразделений предприятия, используются данные бухгалтерского учета и специального (управленческого) учета затрат на качество, сметы.

 

Недостатки информационного обеспечения:

§ Отсутствует достаточно полная научно-техническая и экономическая информация о техническом уровне продукции, лучших аналогах за рубежом, затратах на качество.

§ Поступает информация, которая не всегда используется разработчиками при проектировании новой продукции.

§ Информационное обеспечение недостаточно полно регламентировано НТД, в частности СТО.

§ Не отвечают современным требованиям автоматизированные системы сбора и обработки информации о качестве. В основном, автоматизируются только частные задачи учета качества труда, потерь брака и рекламаций, в меньшей степени автоматизированы процессы УК на стадии исследования и проектирования, при исследовании изделий в условиях эксплуатации.

Направления по совершенствованию информационного обеспечения УК и анализа затрат на качество:

§ Разработка и использование в производстве единого классификатора дефектов и возможных причин брака

§ Типизация, унификация и совершенствование действующей отчетно-учетной документации по качеству

§ Применение метода исследования и управления качеством

§ Внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации

 

Методы анализа затрат на качество продукции:

- статистические методы.

- метод структурирования функции качества (СФК).

- функционально-стоимостной анализ (ФСА).

- методы технического нормирования (расчет подетальных норм и нормативов материаль­ных ресурсов, трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции с использованием нормативно-справочных материа­лов).

- индексный метод (анализ измене­ния затрат, связанных с изменением качества продукции).

- метод балльной оценки (сравнительный анализ при оценке качества и конкурентоспособности изделия).

- метод удельной цены (определение цены на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества: мощности, производи­тельности и т.д.).