Фонетические процессы.

Понятие позиции. Сильная и слабые позиции звуков.

Гласные и согласные звуки русского языка.

Гласные – звуки речи, основной особенностью которых является их роль в слогообразовании – гласный звук всегда образует вершину слога, т.е. является слогообразующим.

Согласные – звуки речи, характеризующиеся прежде всего тем, что не могут выступать как слогообразующие элементы, находясь в переделах одного слога с гласным.

 

Произносительные условия называются позициями.

Вопрос о позиции звуков (гласных) тесным образом связан с вопросом об ударении и редукции.

Позиции бывают сильными и слабыми.

Сильная позиция – П., в которой различается наибольшее количество звуковых единиц.

Такова П:

- гласного звука в ударяемом слоге (во́ды, разви́тие, (около) ле́са и т.д.);

- согласного перед гласными [а], [о], [у], [и], которой по твердости-мягкости различаются почти все имеющиеся в современном русском литературном языке согласные.

Слабая позиция – П., неблагоприятная для выполнения звуком ее дифференцирующих функций, т.е. это позиция, в которой различается меньшее количество звуковых единиц.

Такова П.:

- гласного звука в безударном слоге (водяно́й, развива́ется, лесно́й и т.д.);

- согласного в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются;

- согласного перед гласным [э] / (е), в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими.

Различают две слабые позиции гласных. Первой слабой позицией называют первый предударный слог. Все остальные – второй слабой позицией. Следует отметить, что на качество гласного звука влияет соседство твердого или мягкого согласного.

Первая слабая позиция

После твердых согласных

а – т[ра]вы – т[рΛ]ва

[ă] или [Λ], например:

о – [во]ды – [вΛ]да

 

То же самое в абсолютном начале слова: [Λ]рбуз, [Λ]бъезд и т.д.

е – [ыэ], например: ж[ыэ]на, ц[ыэ]на и т.д.

 

После мягких согласных

я – [м’а]со – [м’иэ]сной

э], например:

е – [л’э]с – [л’иэ]сной

 

Вторая слабая позиция

После твердых согласных

а травоядный [тръвΛjадныи]

о – [ъ], например: водовоз ъдΛвос]

э женоненавистник ънън’ьнв’исн’ик]

После мягких согласных

ямясоед – [м’ьсΛjэт]

[ь], например:

елесовод – [л’ьсΛвот]

 

Аккомодация (лат. accomadatio – приспособление) – частичное приспособление артикуляции двух рядом стоящих звуков (обычно согласного к гласному или гласного к согласному). А. может быть прогрессивной и регрессивной.

Прогрессивная А. – частичное приспособление начала артикуляции (экскурсии) последующего звука к концу артикуляции (рекурсии) предшествующего звука. Так, в позиции после мягкого согласного гласные [а], [о], [у] испытывают незначительную передвижку артикуляции вперед в экскурсии: мясо [м’˙á]со, мёд [м’˙о]д, люк [л’˙у]к.

Регрессивная А. – частичное приспособление рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего звука. Примером регрессивной А. может служить незначительное передвижение вперед в рекурсии гласных [а], [о], [у], [ы] в позиции перед мягким согласным: мать [ма˙т’], моль [мо˙л’], куль [ку˙л’], мыть [мы˙т’].

Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление) – уподобление звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания (ср.: диссимиляция). Одна из причин А. – артикуляционная связность соседних звуков, в результате которой артикуляция, характерная только для одного из них, распространяется и на второй. А. возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.

Существуют два основных вида А. в зависимости от того, какой из сочетающихся звуков уподобляется.

Прогрессивная А. – уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий (редкое явление в русском языке): Ванька > Ванькя [ван’к’ь] – смягчение [к] под влиянием предшествующего мягкого [н].

Регрессивная А. – уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий: сдать [здат’] – озвончение [с] под влиянием последующего [д]; лодка [лоткъ], где [д] – результат уподобления по глухости последующему [к].

По результатам уподобления А. описывают как полную или частичную (неполную).

Полная А. – А., в результате которой один звук отождествляется с другим и два различных звука становятся одинаковыми: в слове отдать глухой взрывной переднеязычный [т] из приставки от- уподобляется по звонкости следующему взрывному переднеязычному [д], так что в результате возникает «двойной» согласный [д] – о[дд]ать > о[д:]ать.

Неполная А. – А., в результате которой один звук уподобляется другому частично (по глухости-звонкости, по твердости-мягкости и т.д.): в слове отбить согласный [т] из приставки от- уподобляется следующему согласному по звонкости, но остается твердым – о[дб’]ить.

Диссимиляция (лат. dissimilatio – расподобление) – расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова. Д. – явление редкое в литературном языке, встречается она обычно в ненормированной речи: февраль вместо феврарь (от лат. februarius) – в истории русского языка; колидор вместо коридор, транвай вместо трамвай – в просторечии. На диссимилятивной основе произносятся слова что [што], чтобы [штобы], конечно [кΛн’эшнъ], также [в] в окончаниях -ого, -его в словах мое[в]о, твое[в]о, сине[в]о, перво[в]о, второ[в]о.

Редукция (от лат. reductio – возвращение, отодвигание назад) – изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. Различают количественную и качественную Р.

При количественной Р. гласные безударных слогов теряют в силе и долготе (это условно называется количеством гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге. В русском языке такой Р. подвергается гласная [у]: бур – бурав – буровой. Так, в первом слове [у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и короче и в третьем слове, где [у] во втором предударном слоге, оно совсем слабое и короткое, но тембр [у], обусловленной формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, остается неизменным.

При качественной Р. происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т.е. качества: водыоды] – [о] в сильной позиции; водаΛда] – в первом предударном слоге уже не [о], а звук похожий на [а], но он краткий [Λ]; в слове водовозъдΛвос] в условиях второго предударного слога вместо [о] звучит краткий редуцированный [ъ], в результате звук выходит лишенном индивидуального тембра.

Диэреза (от греч. diairesis – разрыв, разделение) – выпадение звука, например, солнце [соонцъ], сердце [с’эрцъ] и т.п.

Эпентеза (от греч. epenthesis – вставка) – появление звука в середине слова, к примеру, др.-русск. Иоанн – русск. Иван; литер. какао – простор. какаво.

Метатеза (от греч. methathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в пределах слова. Так, например слово «ладонь» восходит к слову «долонь», «ватрушка» – к «творожка».

Протеза (от греч. prothesis – подстановка в начале) – появление звука в конце слова: др.-русск. песнь – русск. песня..

Эпитеза (от греч. epithesis – подстановка в конце) – появление звука в начале слова: др.-русск. осемь – русск. восемь, литер. она – диал. вона.

Гаплология (от греч. gaplos – простой + logos – знание) выпадение одинаковых или близких слогов, например, минерало+логия → минералогия; знамено+носец→ знамено+носец; морфо+фонема→ мор фонема фонема.