Вопрос 2.

В любом государстве законодательный процесс имеет исключительно больлшое значение. Ввиду этого он детально регламентируются нормами конституций и парламентских регламентов.

Законодательный процесс - это порядок деятельности парламента по созданию закона. Законодательный процесс как любой юридический процесс состоит из ряда взаимосвязанных между собой стадий.

Законодательная инициатива– это официальное внесение управомоченным субъектом проекта закона в парламент.

Круг субъектов права законодательной инициативы, как правило, определяется зачастую конституциями. В подавляющем большинстве стран, в него входят правительство и парламентарии. Кроме них данным правом могут обладать глава государства, парламентские комитеты (Словакия), региональные представительные органы (Мексика), высшие суды (Казахстан, Кыргызстан), группы избирателей (Австрия, Испания).

В двухпалатных парламентах в соответствии с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо в любую из палат (США), либо только в нижнюю (ФРГ).

В последнее время постоянно возрастает число законопроектов, разрабатываемых правительством. В некоторых странах их удельный вес превышает 90%. Это обусловлено тем, что именно правительство постоянно сталкивается с пробелами и недостатками в законодательстве и именно оно располагает самыми большими ресурсными возможностями для разработки высококачественных законопроектов.

Обсуждение законопроекта. Это самая сложная стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом, как на пленарных заседаниях палат, так и в парламентских комитетах и комиссиях.

Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях палат именуется чтением.

В некоторых парламентах (Япония, Бразилия и др.) проводится одно чтение, в ходе которого заслушивается доклад парламентского комитета или комиссии, послание правительства, проводятся общие дебаты по концепции, а затем дебаты по отдельным статьям законопроекта. В достаточно большой группе стран (Франция, Польша и др.) законопроект проходит два чтения. Как правило, первое чтение включает дебаты по концепции, второе – по отдельным статьям законопроекта.

Наиболее распространено обсуждение законопроекта в трех чтениях.

Цель первого чтения законопроекта заключается в том, чтобы решить, нужен ли вообще такой закон. Если данный вопрос решается положительно, то законопроект принимается и подлежит дальнейшей разработке. Для этого спикер парламента (палаты парламента) передает проект закона в профильный парламентский комитет.

Второе чтение заключается в детальном обсуждении законопроекта и поправок к нему. Парламентские регламенты устанавливают жесткие требования к порядку внесения поправок. Поправки должны предъявляться в письменном виде и в установленные сроки до дня обсуждения в палате. Они могут быть предложены депутатами и в устной форме. Как правило, депутаты не могут выступать более одного раза в ходе чтения законопроекта. Однако, не смотря на это ограничение, обсуждение того или иного законопроекта может затянуться. Парламентской практикой выработаны несколько приемов свертывания дебатов.

Так, например, в палате общин Великобритании применяются такие приемы как «закрытие», «кенгуру», «гильотина». «Закрытие» основано на том, что на любой стадии обсуждения законопроекта может быть внесено предложение о прекращении дебатов. Если спикер поддерживает данное предложение, оно ставится на голосование и считается принятым, если за него проголосовали не менее 100 депутатов. Прием «кенгуру» сводится к тому, что спикер определяет какие поправки из числа предложенных поставить на обсуждение, а какие – нет. Наиболее жесткий прием, который сворачивает дебаты, как по времени, так и по содержанию - это «гильотина». Правительство отбирает для обсуждения в палате отдельные статьи законопроекта и выделяет их для обсуждения в различных стадиях в точно установленное время. По его истечении палата обязана прекратить обсуждение.

Обсуждение каждой поправки завершается голосованием по ней.

Если палата одобрила проект во втором чтении, он возвращается в комитет (комиссию) для редакционной отработки.

При третьем чтении законопроект обсуждается уже в целом, со всеми принятыми ранее поправками. Внесение новых поправок уже не допускается.

Принятие закона. В однопалатных парламентах эта стадия представляет собой последнее голосование. Оно может производиться сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям или главам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных парламентах закон считается принятым, если одобрен в идентичной редакции обеими палатами. Но из этого правила могут быть исключения.

В двухпалатных парламентах с «сильной» верхней палатой законопроект должен пройти одну и ту же процедуру в каждой из палат. Если же верхняя палата «слабая», то процедура рассмотрения законопроекта в ней может быть упрощенной по сравнению с нижней палатой, хотя иногда бывает и такой же.

В случае возникновения разногласий между палатами применяются согласительные процедуры.

Закон считается принятым, если за него проголосовало абсолютное число депутатов (50% + 1 голос). Для принятия поправок к конституции или органических законов требуется нередко квалифицированное большинство голосов парламентариев (не менее 2/3 или 3/5 от общего числа депутатов).

Подписание и опубликование закона.Подписание закона, как правило, относится к компетенции главы государства. В большинстве стран на этой стадии законодательного процесса возможно отлагательное вето главы государства, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение. При этом глава государства сообщает парламенту свои возражения или замечания по содержанию закона.

Так, согласно части второй разд. 7 ст. I Конституции США, каждый билль, прошедший обе палаты Конгресса, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов, который либо подписывает билль, либо возвращает его со своими возражениями в ту палату, в которую он поступил первоначально. Если после повторного рассмотрения каждая из палат примет билль поименно большинством 2/3 своего состава, билль станет законом. Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится законом, как если бы Президент его подписал.

Опубликование закона - это напечатание его текста в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Дата опубликования имеет важное значение для действия закона: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие). Закон не может вступить в силу раньше, чем он опубликован. С момента опубликования вступают в силу лишь такие законы, которые обращены к государственным органам и не затрагивают прав, свобод личности. Для вступления в силу остальных законов обычно устанавливается какой-то период после опубликования: во Франции - один день, в Италии - 15 дней, в Японии - 20 дней. В тексте самого закона может быть установлен и более длительный срок.