Воздействие музыки на мозг человека

Лекция № 12 Немедицинские факторы оптимизации здоровья

Использование музыки во врачевании известно с древнейших времен. Еще Пифагор и Аристотель приписывали ей универсальность в исцелении души и тела, а Авиценна называл ее сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств [6].

В.М.Бехтерев [21, 22] считал, что среди вспомогательных средств общения, самым действенным и организующим является музыка, что с помощью музыкального ритма можно устанавливать равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, отрегулировать неправильные и лишние движения.

Американские исследователи X.Leng, G.L.Shaw [178] считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком; этими учеными показана полезность музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших когнитивных функций. Раннее музыкальное образование открывает доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки, и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений способствуют росту работоспособности, усиливают внимание, стимулируют мыслительную деятельность, а также способствуют достижению релаксации [43]. Музыку широко применяют в практической медицине, поскольку она оказывает положительное воздействие на кардиоваскулярные функции, перцепцию боли [192]. Вызывая положительное эмоциональное состояние, музыка существенно влияет на иммунитет. Спектральный анализ вариабельности сердечных сокращений, регистрируемых в процессе музыкальных воздействий, указывает на усиление через парасимпатическую активность автономной нервной системы продукции sglA [183]. Эффективность музыкального воздействия зависит от особенностей личности: исходного вегетативного статуса [128], нейродинамических особенностей ситуаций, формирующих левополушарную асимметрию [196], от пола [164] и возраста.

Некоторыми авторами было выявлено, что амплитудно-частотная характеристика ЭЭГ значительно изменяется при восприятии музыки различных направлений и стилей, причем эти изменения фиксируются в обоих полушариях. В.Н.Мясищев и А.А.Готсдинер [40, 90] показали, что восприятие музыки сопровождается не полной блокадой альфа-ритма, а более или менее продолжительной его десинхронизацией и уменьшением амплитуды альфа-волн, нерегулярным чередованием медленных и быстрых потенциалов, появлением отдельных дельта-волн и постепенным восстановлением рисунка фоновых кривых, свойственных испытуемым. Последействие музыки, выраженное в изменениях ЭЭГ и вегетативных реакций, имеет различную продолжительность (от 2-5 минут до 10-15 минут). Имеются наблюдения, показывающие, что у взрослого человека выраженность альфа-ритма при восприятии музыки в затылочных зонах обоих полушарий снижалась, асимметрия альфа-ритма была выражена слабо (по сравнению с предъявлением вербальной информации). На основании полученных данных высказано предположение, что оба полушария заняты в процессе анализа музыки приблизительно в равной степени [64].

Н.В.Вязовец [35] показал, что в экзаменационный период у студентов прослушивание музыки вызывает увеличение синхронности биоколебаний в диапазоне альфа-ритма, особенно в передних областях мозга.

Т.П.Хризман с соавт. [133] провели исследования организации восприятия музыки у детей 6-7 лет и выявили, что с изменением характера музыки часто совпадало падение кожного сопротивления, что отражает повышение уровня активации организма и эмоциональный компонент восприятия музыки.

Представляют интерес данные Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой [27]: под влиянием музыки изменяется цветовое восприятие, к чему имеет особое отношение правое полушарие, а снижение его функциональной активности связано с облегчением восприятия ахроматических цветов. При прослушивании классической музыки реакция критической частоты слияния мельканий улучшается (на 14%), а рок-музыка вызывает ухудшение этой реакции (на 7%).

Восприятие музыки осуществляется обоими полушариями, но энцефалографически при дихотическом ее прослушивании была выявлена латерализация этого процесса [64, 95, 163]. Было показано, что правое полушарие играет роль в восприятии мелодических аспектов, высоты тонов, длительности интервалов [172,190], обеспечивает образное, эмоциональное восприятие [167], оценивает эмоциональную окраску музыкальных фрагментов, интенсивность, тембр. Оно ответственно за восприятие аккордов, быстрее левого распознает отличия последовательности высокого-низкого тонов от низкого-высокого по неодинаковому качеству звучания; левое опознает эти последовательности по тому, какой тон звучит первым [177]. Правое полушарие доминирует в регулировании общей активации мозга; оно объединяет множество сложных сигналов в глобальный конфигурационный образ, и это играет решающую роль в выработке и стимулировании эмоционального переживания. Левое полушарие видоизменяет и ослабляет эмоциональные реакции; регулируя силу эмоций, оно предупреждает развитие перевозбуждения [201]. Оно осуществляет также восприятие ритма и профессиональный анализ музыки [151, 161, 188,190], хотя есть мнение, что восприятие ритма может регулироваться обоими полушариями [172]. Цельное же впечатление от музыки обеспечивается взаимоотношением специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. В исследовании Т.Н.Маляренко с соавт. [84], Г.Ю.Маляренко [82], Т.Н.Маляренко, М.В.Хватовой [87] показано, что сеансы фоновой музыки (5 раз в неделю в течение 6 месяцев) по специально созданной методике вызвали у детей активацию альфа-ритма, в том числе, в лобных зонах коры больших полушарий, и усиление межцентрального взаимоотношения, что интерпретируется как оптимизация созревания мозга в онтогенезе [10, 122, 149, 157].

В.С.Русинов с соавт. [105] наблюдали стабильные изменения в передних отделах мозга при положительной динамике настроения под влиянием музыки.

Поскольку всем основным функциям человеческого организма свойственна ритмичность, то, очевидно, можно воздействовать на него с помощью определенной ритмической организации поступающих к нему сигналов [108]. Ритмы, задаваемые извне, могут включаться в соответствующие ритмы биологических процессов, усиливая или ослабляя их. Отмечено влияние ритмов, в том числе музыкальных, на частотные характеристики таких ритмических процессов, как биоэлектрическая активность мозга, сердечная деятельность, дыхание [54, 87, 131, 160, 169].

В заключение можно сказать, что, несмотря на имеющийся багаж научных данных о влиянии музыки на человеческий организм, остаются до конца нерешенными вопросы о принципах организации межсенсорного взаимоотношения, регуляции висцеральных функций и в целом интегративной деятельности мозга под воздействием акустического сенсорного притока в виде музыки разных стилей.