Лекции по В.О. Ключевскому (1841 – 1911).
Вопрос
Налогоплательщики по окончании каждого отчетного периода представляют в налоговый орган «Расчет авансовых платежей по налогу на имущество организаций» – до 30 числа месяца следующего за отчетным периодом. По итогам налогового периода Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта следующего года.
Периодизация истории России:
1 Русь Днепровская, городовая, торговая (с 8 до конца 12 века)
2 Русь Верхневолжская, удельнокняжеская, вольноземледельческая ( с конца 12 до середины 15 в)
3 Русь Великая Московская, монархически боярская, военно-земледельческая (конец 15 – конец 17 в.в.)
4 Русь Всероссийская, монархически-дворянская, землевладельческая и фабричная (конец 17 до царствования Александра 2, т.е. 1881 г ).
Новизна К. – политический и экономический фактор, а Соловьев – географический. В начале 20 века К. испытывал влияние неокантианства, до этого был позитивистом.
Среди учителей Ключевского были профессора С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история); Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве» В данной работе остановил внимание на темах: 1.географичесоке описание Московского государства. 2. народонаселение: одежда, быт, говор. 3. прием иностранных послов в Москве (государь и его двор что из себя представляют) 4. управление государством. 5.доходы казны. Ключевский анализирует содержание источников, но не обращает внимание на время написание источники – т.е. отсутствует внешняя критика. Слабо исследовал источники сказания.
Принципы группировки источников по К:
- причина и цель приезда (на форму и содержания источников)
- по договоренности источники делил на:
1 путешественники попавшие в Московию случайно, прибывшие в ней недолго. Лишь заметки в скользь
2 путешественники – итальянцы, которые хотели организовать в Москве государственную пропаганду католицизма
3 путешественники англичане, которые хотели открыть страны, торговые пути. Они завязали длительные отношения с Московией. С точки зрения К – это лучшие заметки.
4 иностранцы прибывшие в смутное время
5 иностранцы в составе посольств.
Вопрос об источников сказаний не был специально исследован, К только отмечал чем пользовались авторы сказаний. Они пользовались:
- непосредственными наблюдениями своими
- местными литературными памятниками
- устными рассказами русских
- сочинениями прежних путешественников.
Особенность первого исследования К. – он включил в него не весь материал. Наибольшее количество собраний не вошедшего относилось к теме «о русском быте в 15 – 16 в.в.» - эти материалы позже он использовал в качестве зарисовок, портретов на его лекциях. Выводы: первая работа К – это источниковедческая работа. Значение – пока единственный труд, обобщающий источники иностранцев.
К. ставит источниковедческие вопросы в первые:
1 время написания памятника?
2 его источники?
3 сведения об авторе сочинения
4 вопрос о достоверности сообщений в нем.
Слабости работы:
- нет анализировал списки сказаний
- почти не сравнивал с отечественными источниками.
Но он все это использовал в курсе русской истории.
«Древнерусские жития святых» – 70-е года. Единственная работа К. где вопросы источниковедческого анализа – это предмет и цель исследования. Он задавался вопросами: 1. дата создания. 2 установление редакции. 3. кто уже изучал эти жития до него. 4. о достоверности житий святых. 5. значение житий как исторических источников.
К нашел 6 очерков по этой теме: «географические распространения христианской колонизации северо-восточной Руси», «образование монастырских обществ», «анализ разносторонних влияний монастырей на колонизацию страны». Изучив этот вид источников, он осознал, что только по таким источникам писать не получиться, и начал сравнивать. Он изучил до 160 житий в 250 редакциях, которые были представлены почти в 5 тыс. списков. После этой диссертации К был выбран доцентом Московской духовной академии.
«Боярская дума в древней руси»- докторская диссертация. 1872 – 1882 г.г. – время написания. Период с Киевский Руси и до Петра 1. (когда исчезает боярская дума). Источники, которые использовал для этой работы К: 1. архивные источники. 2. сборники опубликованных документов.
Педагогическая деятельность. 80-е – 90-е г.г.Активная лекционная деятельность в Московском университете, на высших женских курсах, в духовной академии.
1882г начало положено 33 лекции. В основе концепция Соловьева, широко использовал фольклор, жития святых, вопрос о колонизации, исторические портреты. В отличии от Соловьева (НОВОЕ) – много внимания к экономическим вопросам. 1884 г. параллельно работает над новым курсом «методологии» 1882 – 1883 г.г окончательно определился с периодизацией истории России.
«Методология» курс К. Разделы: методы изучения; историческая терминология; источниковедение; историография. «Терминология русской истории» – еще один курс К. 11 лекций. Термины: 1. политические (Русь племенная, сословие). 2. верховной власти (князь, государь). 3. общественное деление до середины 13 века (бояре, оброк, дружина). 4. общественное деление с 13 по 15 в.в. (служилые люди, холопы). 5. общественное деление 16 – 17 в.в. (чины служилые).