СТАЛИНЩИНА НА УКРАИНЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 40-х—НАЧАЛЕ 50-х гг.

 

Общественно-политическая жизнь Украины в послевоенные годы отличалась сложностью и противоречивостью. Об этом свидетельствовали:

— результаты выборов в Советы различных уровней 1946, 1947 и 1948 гг., не отразившие реальных настроений народа;

— превращение народовластия в фикцию; формализм в работе Советов, профсоюзов, общественных организаций;

— дальнейшее усиление командно-административной системы управления (создание союзно-республиканских министерств не привело к расширению суверенных прав республик);

— злоупотребление властью, репрессии по отношению к партийным и советским кадрам (особенно в 1947 г., когда ЦК КП(б)У возглав­лял Л. Каганович).

 

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ. «ЖДАНОВЩИНА»

Составной частью процесса возрождения республики было культурное строительство:

— восстановление системы народного образования, переход в 1953 г. к обязательному семилетнему образованию;

— возобновление работы Киевского, Харьковского, Одесского университетов и других вузов, открытие Ужгородского университета;

— возрождение научных учреждений, прежде всего АН УССР.

Появились высокохудожественные произведения, посвященные минувшей войне и жизни людей в мирное время. Особенно плодотворно работали поэты П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльский, прозаики Ю. Янов­ский и О. Вишня, художники А. Шовкуненко, М. Дерегуз, Т. Яблонская, композитор К. Данькевич. Возросла популярность театрального искусства, работали киностудии художественных фильмов в Киеве, Одессе и Ялте.

Украинская литература и искусство не могли не подвергаться деформациям вследствие сталинских догматов. Это проявилось в отходе от правды жизни, политической конъюнктуре. Отпечаток на развитие духовной сферы в республике оказало уродливое явление — «ждановщина» (А. Жданову Сталин поручил восстановление идеологической чистоты общества), которая особенно свирепствовала на Украине. Это было вызвано тем, что Украина дольше остальных республик пребывала в немецкой оккупации, преимущественно украинцев вывозили на принуди­тельные работы в Германию, на Западной Украине антисоветские настрое­ния были наиболее сильны. Верх взяли методы подозрительности и ис­терии среди творческой интеллигенции, поиски идеологических отклоне­ний. Беспощадным нападкам подвергались М. Рыльский (за целый ряд произведений), Ю. Яновский (за роман «Живая вода»), В. Сосюра (за стихотворение «Любите Украину!»), К. Данькевич (за оперу «Богдан Хмельницкий») и другие.

Идеологические репрессии обрушились на журналы «Перець», «Вітчизна». В таком же духе было принято и постановление «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мерах по его улучше­нию» от 12 октября 1946 г. После избрания секретарем ЦК КП(б)У Украины Л. М. Кагановича с марта 1947 г. активность партаппарата в борьбе с интеллигенцией еще более усилилась. Разворачивается травля работников искусства «на музыкальном фронте», идет критика «беспар­тийных пейзажей», был разгромлен Институт истории Украины в систе­ме АН УССР. Только в связи со снятием 26 декабря 1947 г. Л. Кага­новича со своего поста преследования несколько утихли.

В такой обстановке ни писатели, ни художники не могли выполнять в полной мере свою миссию. Разгул «ждановщины» свидетельствовал о подготовке новой чистки и привел к тому, что творческая деятельность интеллигенции практически замерла.

 

53. ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕРЕДИНА50-х ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА60-х гг.)