Особенности управленческого труда в органах внутренних дел.
Характер труда различных категорий работников органов внутренних дел неоднороден. Именно содержание отличает труд одного работника от труда другого. Например, труд руководителя органа отличается от труда инспектора ГИБДД или труд последнего отличается от труда работника уголовного розыска. Труд работника канцелярии отличается от труда следователя и т.п.
В связи с этим при организации работы того или иного органа внутренних дел, аппарата, службы, подразделения и т.д. важно иметь в виду специфику работы, проявляющуюся в функциях, возлагаемых на работников, особенностях приемов и методов сбора и обработки информации, видах решений, принимаемых на основе информации, в формах и способах контроля за исполнением решений.
Разумеется, в сфере деятельности органов внутренних дел используется не только управленческий труд, ибо работа некоторых категорий служащих, относящихся к вспомогательному «персоналу, рабочих, технических специалистов, не может рассматриваться в качестве управленческого труда в буквальном смысле.
Согласно существующей классификации работники государственного аппарата подразделяются на политических деятелей (высшие руководители Российской Федерации, республик в составе России, главы администраций иных субъектов Российской Федерации), руководителей, специалистов, исполнителей. Данная классификация, в принципе, приемлема и для органов внутренних дел. Вместе с тем, важно учитывать особенности труда работников органов внутренних дел. Многие из них наделены компетенцией по осуществлению функций управления внутри самой системы органов внутренних дел и по осуществлению внешнего воздействия на социальные процессы, связанные с осуществлением функций, возложенных на органы внутренних дел. С учетом особенностей труда работников органов внутренних дел к основным должностным категориям работников, занятых управленческим трудом, относят руководителей (начальников), инспекторский состав, специалистов, следователей, рядовой и младший начальствующий состав, технических исполнителей.
Руководители (начальники) в пределах своей компетенции принимают управленческие решения, организуют и проверяют их исполнение. Они осуществляют функции, связанные как с внутренним (внутри системы), так и внешним управлением. При этом, чем выше уровень руководителя, тем в большей степени он осуществляет внутрисистемное управление.
Инспекторский состав образуют работники административных служб, аппаратов оперативно-розыскных служб и других подразделений органов внутренних дел. Их деятельность состоит в реализации задач и функций преимущественно внешнего управления, в принятии и реализации решений в пределах установленной компетенции.
В категорию специалистов входят работники, осуществляющие функции общего управления и обеспечивающие функции. Результатом труда специалистов, осуществляющих функции общего управления, является управленческая документация, информационные материалы, проекты решений и т.п. Работники обеспечивающих аппаратов осуществляют подготовку кадров, обеспечивают материально-техническое снабжение органов внутренних дел, разработку и внедрение технических средств в практику и др.
Следователиосуществляют расследование преступлений. Работники следствия воздействуют на участников уголовного процесса и других лиц в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Рядовой и младший начальствующий состав - это наиболее многочисленная категория работников органов внутренних дел. К ней относятся постовые и патрульные милиционеpы, а также рядовой и младший начальствующий состав других служб органов внутренних дел. Рассматриваемая категория работников обычно выполняет функции в сфере внешнего управления. Труд рядового и младшего начальствующего состава заключается в восприятии и переработке информации, принятии на ее основе решений и их исполнении.
К техническим исполнителям в органах внутренних дел относятся служащие (секретари, машинистки, стенографистки, лаборанты и др.), характер труда которых состоит в обслуживании деятельности других категорий работников органов внутренних дел. Технические исполнители (обслуживающий персонал) призваны создавать нормальные условия для успешного выполнения функций, возложенных на руководителей, специалистов и других работников.
Технические исполнители получают управленческую и иную документацию, фиксируют ее, обрабатывают и обеспечивают ее хранение. Результатом их труда является информация, облеченная в соответствующую форму, которая облегчает пользование ею руководителями, специалистами и другими работниками.
Разработка и внедрение рекомендаций НОТ в органах внутренних дел должны осуществляться применительно к рассмотренным выше должностным категориям на основе изучения их труда по основным направлениям, к которым относятся рациональное использование рабочего времени, рационализация трудовых процессов и операций, улучшение условий труда и организации рабочих мест. Научная организация труда предполагает комплексное и одновременное по всем направлениям внедрение рекомендаций НОТ, поскольку эти три направления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Разработку и внедрение научной организации управления и трудовых процессов в органах внутренних дел, аппаратах, службах и подразделениях призваны непосредственно возглавлять руководители соответствующих органов, аппаратов, служб и других звеньев системы органов внутренних дел.