Творчество.

Различение и обобщение.

Подражание.

Формирование ассоциаций.

Обучение от научения

Различия.

Различия между научением, обучением и учением.

Возникает вопрос, почему используются различные понятия?

Дело в том, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения.

Это и послужило основанием и для использования этих понятий отдельно и вместе.

Характеризуя с разных сторон учебную деятельность как процесс учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся мы будем пользоваться всеми понятиями.

Является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым (научение может происходить стихийно).

2. Учение также может выступать, как организованный или неорганизованный процесс.

3. Научениеможет явиться побочным итогом любой деятельности, а понятие учение, обучение обычно связаны со специальной учебной деятельностью.

4. Учение, обучение - почти всегда сознательные процессы, а научение может происходить на бессознательном уровне.

5. Разница между научением, обучением и учением в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды

а) к элементарным видам научения (импринтинг, условнорефлекторное, оперантное) ребенок практически готов с первых дней и месяцев жизни.

б) обучаемость - как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется примерно к 4 - 5 годам.

в) полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, 7 - 8 лет.

 

6. Если в качестве основного мотивадеятельности выступает познавательный интерес, то говорим об учебной деятельности.

 

Если мотив заключается в удовлетворении каких-либо иных потребностей индивида, то пользуются понятием "научение."

 

4. Механизмы научения.

 

Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.

Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.

Связаны преимущественно с формированием понятий.

4. Инсайт (догатка).

Представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, или чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту.

Инсайт является базой для развития интеллекта ребенка.

Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых образцов для подражания.