Творчество.
Различение и обобщение.
Подражание.
Формирование ассоциаций.
Обучение от научения
Различия.
Различия между научением, обучением и учением.
Возникает вопрос, почему используются различные понятия?
Дело в том, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения.
Это и послужило основанием и для использования этих понятий отдельно и вместе.
Характеризуя с разных сторон учебную деятельность как процесс учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся мы будем пользоваться всеми понятиями.
Является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым (научение может происходить стихийно).
2. Учение также может выступать, как организованный или неорганизованный процесс.
3. Научениеможет явиться побочным итогом любой деятельности, а понятие учение, обучение обычно связаны со специальной учебной деятельностью.
4. Учение, обучение - почти всегда сознательные процессы, а научение может происходить на бессознательном уровне.
5. Разница между научением, обучением и учением в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды
а) к элементарным видам научения (импринтинг, условнорефлекторное, оперантное) ребенок практически готов с первых дней и месяцев жизни.
б) обучаемость - как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется примерно к 4 - 5 годам.
в) полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, 7 - 8 лет.
6. Если в качестве основного мотивадеятельности выступает познавательный интерес, то говорим об учебной деятельности.
Если мотив заключается в удовлетворении каких-либо иных потребностей индивида, то пользуются понятием "научение."
4. Механизмы научения.
Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.
Связаны преимущественно с формированием понятий.
4. Инсайт (догатка).
Представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, или чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту.
Инсайт является базой для развития интеллекта ребенка.
Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых образцов для подражания.