Экономическое развитие страны. Изменение экономической системы.

К середине 1980-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, усилился. Этому способствовало и резкое падение цен на нефть (с $30,35 за баррель в октябре 1985 г. до $10,43 в марте 1986 г.). Резкое уменьшение выручки от экспорта нефти привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 г. на 30 %. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.»

На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн. т, картофеля — 1 млн. т, свёклы — 1,5 млн. т. На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).

Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. «После известного постановления о борьбе с пьянством за 4 года из товарооборота выбыло 63 миллиарда рублей».

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.

Не слишком результативными были такие меры, направленные на повышение качества продукции, как закон о госприёмке, принятый в мае 1986 г.

19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.

13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование». 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56% в 1985 г. до 36% в 1989-1990 годах). Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост — при фиксированных ценах — приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков быстро исчезало самое необходимое, у многих людей, не успевавших купить товар, возникали проблемы даже с приобретением мыла, сахара и табачных изделий. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Была очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

Были изданы законы о бригадном подряде в 1986 г ., а в 1988 г . о кооперации в СССР. Но они оказались малоэффективными. В свою очередь нарастание кризисных явлений в экономике привело к радикализации реформаторской деятельности правительства. В 1989 г . был издан закон об аренде и арендных отношениях. В 1990 г . - закон о малых предприятиях с юридическим статусом и хозяйственной самостоятельностью, акционерных обществах, коммерческих банках. Это привело к росту негосударственных предприятий, были созданы условия для роста коммерческих структур. Однако рыночные механизмы не могли эффективно действовать в условиях сохранения прежней системы.

В стране начался нерегулируемый кризис. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спад)/ производства. Падение производства привело к снижению жизненного уровня населения. Пытаясь преодолеть кризис, правительство пошло на увеличение денежной массы. Эти факторы способствовали инфляции увеличению дефицита. Были введены карточки на некоторые товары, появилась безработица. В начале 90-х гг. началось забастовочное движение. В стране процветала спекуляция, действовали «черный» рынок и мафиозные группы.