Пути декриминализации экономики

 

Значительная часть (по разным оценкам от 25 до 50 %) российской экономики находится се­го­дня «в тени». Легализация бизнеса и его дек­ри­минализация - важная задача современного этапа развития общества. Как показывают имеющиеся расчеты, декриминализация эконо­мики может обеспечить рост производства бо­лее чем на 20 %.

В целях легализации на­ходящейся сегодня в «тени» экономики и дек­рими­нализации бизнеса могут быть использованы сле­дующие пути:

1. Совершенствование системы налогообложения.Глобализация практически снимает нацио­наль­ные границы производства. При этом сохра­няются существенные различия в ставках нало­гообложения доходов в разных странах. В таким условиях у предпринимателей, объективно заин­тересованных в минимизации своих издержек пу­тем ухода от нало­гов, существуют реальные ле­гальные возможности решать эти задачи, ис­пользуя имеющиеся в миро­вой практике институ­циональные формы (в частно­сти, оффшорные зоны).

Пути совершенствования налоговой системы:

обеспечить перенос тяжести налогообложе­ния с доходов, получаемых от трудовой, иннова­цион­ной и инвестиционной деятельности, на на­лого­обложение рентных доходов от эксплуатации природных ре­сурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологи­ческими и социальными по­следствиями. Базой на­логообложения должны стать не результаты произ­водства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного пред­приятия, и последствия его дея­тельности, нано­сящие вред обществу;

свести к минимуму возможности ухода от на­лого­обложения, совершенствуя законодатель­ство в области трансфертных цен (при использо­вании трансфертных цен бремя дока­зательства того, что экономическая деятель­ность при осу­ществлении заключенных сделок действительно имела место, должно лежать на налогоплатель­щике); ввести на­лог на платежи в оффшорные центры со значи­тельно повышен­ной ставкой; не придерживаться со­глашений об избежании двой­ного налогообложения, если «природа» дохода связана с пагубной налого­вой конкуренцией.

ввести режим, при котором резидентные компа­нии должны информировать национальные на­лого­вые ведомства о своих международных сделках и операциях за рубежом.

2. Ликвидация институциональных и административных барьеров выхода предприятия на Российский рынок.

Хотя процедуры лицензирования экономиче­ских субъектов в России отличаются от региона к ре­гиону, в среднем новый заявитель должен обойти 20-30 учреждений и получить 50-90 ут­вержденных регистрационных форм. Для того чтобы начать но­вое дело, нужно получить около 30 различных ви­дов лицензий.

В сред­нем для организации небольшого пред­приятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве, при этом российский ма­лый и сред­ний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок.

Необходимо существенное сужение числа ви­дов деятельности, основанных на разрешитель­ном, а не уведомительном принципе, сокращение числа раз­ного рода проверок предприятий, уп­рощение сис­темы бухгалтерского учета, активная борьба с кор­рупцией.

3. Создание механизмов действенной защиты прав собственности всех участников экономической деятельности, что предполагает:

- разработку механизмов реализации контракт­ных прав, прав собственников и акционеров, ус­тановление прозрачности деятельности пред­приятий для акционеров;

- декриминализацию процедуры банкротств пу­тем устранения многочисленных лазеек, имею­щихся в Законе о банкротстве, обеспечение го­су­дарственного контроля за соблюдением «пра­вил игры» при проведении банкротств, усиление кон­тролирующей роли федеральных органов испол­нительной власти, установление реальной ответ­ственности временного управляющего за испол­нение закона, стимулирование государст­вом соз­дания и развития крупных специализи­рованных компаний, обладающих достаточными интеллек­туальными, административно-органи­зационными, а возможно, и финансовыми ре­сурсами для того, чтобы осуществлять ответст­венное внешнее управление предприятиями-банкротами;

- обеспечение процесса смены собственника в конфликтных ситуациях в рамках гласных, про­зрачных и при этом достаточно оперативных су­дебных процедур.

- предприятие должно выставлять на торги цели­ком, чтобы исключить возможность высасы­ва­ния из него наиболее ликвидных ресурсов.

4. Разработка механизмов соблюдения контрактов.

В интересах решения этой задачи требуется проведение всесторонней судебной реформы, на­правленной на достижение следующих основ­ных целей:

- независимость органов судебной власти от вла­сти исполнительной, в том числе - в нынеш­ней российской системе власти - и от президента как фактического главы исполнительной власти;

- создание механизмов исполнения судебных ре­шений и независимой системы контроля их ка­чества;

- реализация программ защиты судей, потерпев­ших и свидетелей.

- необходимо решение проблемы финансирова­ния деятельности судов. Нищета последних делает их зависимыми практически от любого источника финансирования, который мо­жет носить в том числе и криминальный харак­тер.

- слабость суда не просто лишает общество и го­сударство инструмен­тария борьбы с преступ­ностью и коррупцией, но и делает невозможными судебное, т.е. легальное, решение споров, выну­ждая допол­нять его нефор­мальными и, как пра­вило, незакон­ными действиями. А это - класси­ческая услуга, ока­зываемая органи­зо­ванной пре­ступностью при по­мощи неразрывно свя­занной с нею коррупции.

5. Обеспечение четкости и однозначности законов

В этих целях сегодня необходимо ликвидиро­вать большое число законов непрямого действия, остав­ляющих простор для чиновничьего произ­вола, кор­рупции, нарушения законодательства (наиболее яр­кий пример - Таможенный кодекс). Целесообразно проведение всех проектов зако­нов, постановлений и инструкций через специ­альную экспертизу, отсе­кающую положения, соз­дающие предпосылки для криминализации эко­номических процессов и разви­тия коррупции.

Необходим тщательный анализ законодатель­ных актов, регулирующих особо криминализиро­ван­ные сферы экономики, скорейшая ликвидация имеющихся в нем многочисленных «дыр». Так, оче­видно, что Уголовный кодекс должен вклю­чать нормы ответственности высших должност­ных лиц за сам факт нарушения закона при рас­по­ряжении госсобственностью, бюджетными средст­вами, неза­конное предоставление налого­вых, та­моженных или иных льгот, если этим на­несен ущерб государству и обществу. Наличие же личной заинтересованности должно рассмат­риваться не как необходимое усло­вие для при­влечения к ответст­венности, а лишь как дополни­тельное отягчающее преступление обстоя­тель­ство.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреж­дениях доминируют два подхода к решению проблем “теневой” экономики.

Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы “теневой”“ составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производствен­ных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы “провести полную легализацию всей “теневой” экономики и начать жизнь с чистого листа“. Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны “теневиков“ - хозяйственников, испы­тавших все “прелести“ сотрудничества с организованными преступными сообществами и жела­ющих “начать жизнь с чистого листа“ без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы представленного выше радикально-либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразде­лений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля: общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой” экономики, усиление мер наказания.

Таким образом, наряду с репрессивными мерами, важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса, более либеральное налоговое законодательство, упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.

2. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 382 с.

3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2006.– 831 с.

4. Экономика: Учебник для юристов / Под ред. Д.В. Волового. – М.: «Щит-М», 2000. – 360 с.

5. Экономика: Учебное пособие / Под ред. К.И. Вахитова, Т.С. Ванеркиной. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 364 с.

6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 544с.

 

Дополнительная:

1. Экономика и организация рыночного хозяйства: Учебник / Под общ. ред. Б.К. Злобина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 510 с.

2. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 784 с.

3. Козлова В.А. Противоправное поведение в сфере экономики: уголовно-правовые, криминалистические аспекты: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2005. – 472 с.

4. Крысь Н.В. Иностранные инвестиции. Российская история (правовое исследование). – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – 219 с.

5. Литвак Б.Г. Великие управленцы. Практические занятия по управлению. Мастер – класс. – М.: ЗАО издательство «Экономика», 2003 – 527 с.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1. – М.: Республика, 1993. – 399 с.

7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.2. – М.: Республика, 1993. – 400 с.

8. Переходная экономика: Теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Отв. ред. Мартынов В.А., Автомонов В.С., Осадчая И.М. – М.: ЗАО издательство «Экономика», 2004. – 719 с.

9. Принципы макроэкономики / Менкью Н.Г.– СПб.: Питер, 2003 - 576 с.

10. Принципы микроэкономики / Менкью Н.Г.– СПб.: Питер, 2003-652 с.

11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика: Учебник / Под ред. Л.С Тарасевича. – М.: ИНФРА, 2000. – 270 с.

12. Шаститко Е.А. Модели человека в экономической теории: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2006. – 142 с.