Пути декриминализации экономики
Значительная часть (по разным оценкам от 25 до 50 %) российской экономики находится сегодня «в тени». Легализация бизнеса и его декриминализация - важная задача современного этапа развития общества. Как показывают имеющиеся расчеты, декриминализация экономики может обеспечить рост производства более чем на 20 %.
В целях легализации находящейся сегодня в «тени» экономики и декриминализации бизнеса могут быть использованы следующие пути:
1. Совершенствование системы налогообложения.Глобализация практически снимает национальные границы производства. При этом сохраняются существенные различия в ставках налогообложения доходов в разных странах. В таким условиях у предпринимателей, объективно заинтересованных в минимизации своих издержек путем ухода от налогов, существуют реальные легальные возможности решать эти задачи, используя имеющиеся в мировой практике институциональные формы (в частности, оффшорные зоны).
Пути совершенствования налоговой системы:
обеспечить перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения должны стать не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу;
свести к минимуму возможности ухода от налогообложения, совершенствуя законодательство в области трансфертных цен (при использовании трансфертных цен бремя доказательства того, что экономическая деятельность при осуществлении заключенных сделок действительно имела место, должно лежать на налогоплательщике); ввести налог на платежи в оффшорные центры со значительно повышенной ставкой; не придерживаться соглашений об избежании двойного налогообложения, если «природа» дохода связана с пагубной налоговой конкуренцией.
ввести режим, при котором резидентные компании должны информировать национальные налоговые ведомства о своих международных сделках и операциях за рубежом.
2. Ликвидация институциональных и административных барьеров выхода предприятия на Российский рынок.
Хотя процедуры лицензирования экономических субъектов в России отличаются от региона к региону, в среднем новый заявитель должен обойти 20-30 учреждений и получить 50-90 утвержденных регистрационных форм. Для того чтобы начать новое дело, нужно получить около 30 различных видов лицензий.
В среднем для организации небольшого предприятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве, при этом российский малый и средний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок.
Необходимо существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не уведомительном принципе, сокращение числа разного рода проверок предприятий, упрощение системы бухгалтерского учета, активная борьба с коррупцией.
3. Создание механизмов действенной защиты прав собственности всех участников экономической деятельности, что предполагает:
- разработку механизмов реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров;
- декриминализацию процедуры банкротств путем устранения многочисленных лазеек, имеющихся в Законе о банкротстве, обеспечение государственного контроля за соблюдением «правил игры» при проведении банкротств, усиление контролирующей роли федеральных органов исполнительной власти, установление реальной ответственности временного управляющего за исполнение закона, стимулирование государством создания и развития крупных специализированных компаний, обладающих достаточными интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и финансовыми ресурсами для того, чтобы осуществлять ответственное внешнее управление предприятиями-банкротами;
- обеспечение процесса смены собственника в конфликтных ситуациях в рамках гласных, прозрачных и при этом достаточно оперативных судебных процедур.
- предприятие должно выставлять на торги целиком, чтобы исключить возможность высасывания из него наиболее ликвидных ресурсов.
4. Разработка механизмов соблюдения контрактов.
В интересах решения этой задачи требуется проведение всесторонней судебной реформы, направленной на достижение следующих основных целей:
- независимость органов судебной власти от власти исполнительной, в том числе - в нынешней российской системе власти - и от президента как фактического главы исполнительной власти;
- создание механизмов исполнения судебных решений и независимой системы контроля их качества;
- реализация программ защиты судей, потерпевших и свидетелей.
- необходимо решение проблемы финансирования деятельности судов. Нищета последних делает их зависимыми практически от любого источника финансирования, который может носить в том числе и криминальный характер.
- слабость суда не просто лишает общество и государство инструментария борьбы с преступностью и коррупцией, но и делает невозможными судебное, т.е. легальное, решение споров, вынуждая дополнять его неформальными и, как правило, незаконными действиями. А это - классическая услуга, оказываемая организованной преступностью при помощи неразрывно связанной с нею коррупции.
5. Обеспечение четкости и однозначности законов
В этих целях сегодня необходимо ликвидировать большое число законов непрямого действия, оставляющих простор для чиновничьего произвола, коррупции, нарушения законодательства (наиболее яркий пример - Таможенный кодекс). Целесообразно проведение всех проектов законов, постановлений и инструкций через специальную экспертизу, отсекающую положения, создающие предпосылки для криминализации экономических процессов и развития коррупции.
Необходим тщательный анализ законодательных актов, регулирующих особо криминализированные сферы экономики, скорейшая ликвидация имеющихся в нем многочисленных «дыр». Так, очевидно, что Уголовный кодекс должен включать нормы ответственности высших должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении госсобственностью, бюджетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб государству и обществу. Наличие же личной заинтересованности должно рассматриваться не как необходимое условие для привлечения к ответственности, а лишь как дополнительное отягчающее преступление обстоятельство.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем “теневой” экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы “теневой”“ составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы “провести полную легализацию всей “теневой” экономики и начать жизнь с чистого листа“. Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны “теневиков“ - хозяйственников, испытавших все “прелести“ сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих “начать жизнь с чистого листа“ без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы представленного выше радикально-либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля: общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой” экономики, усиление мер наказания.
Таким образом, наряду с репрессивными мерами, важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса, более либеральное налоговое законодательство, упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.
2. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 382 с.
3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2006.– 831 с.
4. Экономика: Учебник для юристов / Под ред. Д.В. Волового. – М.: «Щит-М», 2000. – 360 с.
5. Экономика: Учебное пособие / Под ред. К.И. Вахитова, Т.С. Ванеркиной. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 364 с.
6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 544с.
Дополнительная:
1. Экономика и организация рыночного хозяйства: Учебник / Под общ. ред. Б.К. Злобина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 510 с.
2. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 784 с.
3. Козлова В.А. Противоправное поведение в сфере экономики: уголовно-правовые, криминалистические аспекты: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2005. – 472 с.
4. Крысь Н.В. Иностранные инвестиции. Российская история (правовое исследование). – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. – 219 с.
5. Литвак Б.Г. Великие управленцы. Практические занятия по управлению. Мастер – класс. – М.: ЗАО издательство «Экономика», 2003 – 527 с.
6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1. – М.: Республика, 1993. – 399 с.
7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.2. – М.: Республика, 1993. – 400 с.
8. Переходная экономика: Теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Отв. ред. Мартынов В.А., Автомонов В.С., Осадчая И.М. – М.: ЗАО издательство «Экономика», 2004. – 719 с.
9. Принципы макроэкономики / Менкью Н.Г.– СПб.: Питер, 2003 - 576 с.
10. Принципы микроэкономики / Менкью Н.Г.– СПб.: Питер, 2003-652 с.
11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика: Учебник / Под ред. Л.С Тарасевича. – М.: ИНФРА, 2000. – 270 с.
12. Шаститко Е.А. Модели человека в экономической теории: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2006. – 142 с.