Однако все формы пространственно-временного бытия в движении и развития связаны друг с другом.

Метафизическое время циклично. Персонажи Ветхого Завета живут в своем мифическом времени, приближенном к «Началу» и « Навсегда». Авраам вечно сидит в своем шатре, там нет прошлого или будущего, только Настоящее. Все события происходят вновь и вновь. Все процессы в пространстве, любые изменения формы или условий повторяются. Вечное присутствует в скоротечном - мгновения, часы, годы жизни человека или народа через ритуалы и обряды: ежедневные, еженедельные и религиозные действия. Благодаря ритуалу и соблюдению традиций, внешняя материальная сторона жизни соединяется с внутренней, нематериальной. В ритуале и традиции, отмечая и повторяя события прошлого люди вновь экзистенциально проживают историческое минувшее, духовно соприкасаясь с экзистенциальным временем своих праотцов. Интересна точка зрения на ритуал М.Мамардашвили. Он полагает, что с его помощью человек переживает чувства, присущие другим людям, запоминает их. При повторении он переживает те же чувства вновь в ином экзистенциальном времени. Благодаря таким повторениям индивид учится пониманию себя и других, постижению смысла жизни. Так персональное время вписывается в историческую канву и метафизическое вечное измерение. Взаимосвязь и взаимовлияние качественно разных временных потоков, отражается и в количественной их несоразмерности.Продолжительность жизни праотцов Библии (Пятикнижия) кажется нереальной: Адам – 930 лет, Шет-912 лет, Энош-905 и т.д., так как они живут в ином измерении, чем современные люди. Однако их объединяет родство, цель и предназначение истории. Так вырастает многомерность и многоаспектность концепции Времени в иудаизме.

Историческое время конечно. Его цель – Искупление. Его ход содержит много зигзагов и ответвлений, с возвратами к стержневой оси. С нею связан не только ход Истории, но и жизнь каждого индивида. ТВОРЕНИЕ (космическое время) соединено с ИСКУПЛЕНИЕМ (историческим временем) через ОТКРОВЕНИЕ (экзистенциальное время) у горы Синай, ставшее точкой биффукации, точкой выбора. Народ, приняв Заповеди Божьи, принял на себя миссию. Откровение было дано единожды и на все времена. Однако свой выбор каждый человек совершает вновь в своем экзистенциальном времени.

Экзистенциальное время еще называют субъектным или личностным. Оно состоит из событий и фрагментов внешней жизни индивида, а также внутренней жизни - времени размышлений, воспоминаний, переживаний, творчества. Это то, что происходит со мною «здесь и теперь», что должен сделать «я сам», не откладывая на завтра и не перекладывая на других. Оно также включает длительность проживания (непрерывность и целостность бытия) и вехи, циклы, этапы. Здесь есть своя хронология и свои измерения.

Человек существо, прежде всего, историческое, а лишь вследствие этого - часть природы. «Являясь частью, он не может изменять природу, но способен творить Историю». Собственно с появлением человека начинается историческое время, он же главное действующее лицо на всех этапах истории. Настоящее (экзистенциальное время) не только результат прошлого и залог будущего, оно имеет значение само по себе. Можете прочитать об этом в каф. учебнике раздел «Бытие мира» и мою статью «Всему свое время и свой срок…», а также 2 статьи по синэнергетике с противоположных позиций в эл. виде.

Домашнее Задание: 1. Качественная специфика пространство – временных форм самостоятельно по учебникам кафедры, Фролова, Алексеева гл. 8 параграф 1 2. Прочитать ст. по синэнергетике и ее критики в папке Лекция 4,5. 3.Законспиктировать из Хрестоматии «Мир философии» философов. См. План семинаров.Тема 3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Понятие мира и бытия.

2. Проблема субстанции: плюрализм подходов. Современная наука о сложной организации материи.

3. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.

4. Пространство и время. Специфика пространственно-временных

свойств в живой, неживой природе и социальных процессах.

5. Учение синергетики - новое видение мира