Поточная диаграмма

Этот инструмент представляет собой графическое отображение этапов процесса, удобное для исследования возможностей улучшения за счет накопления подробных сведений о фактическом протекании процесса. Рассматривая связь различных этапов процесса друг с другом, часто удается выявить потенциальные источники неприятностей.

В русскоязычном переводе стандарта этот инструмент назван «карта технологического процесса». Карты технологического процесса могут применяться ко всем аспектам любого процесса, начиная с этапа маркетинговых исследований и вплоть до этапов продажи, а затем монтажа и обслуживания про­дукции у потребителя. Согласно стандарту ИСО такая карта используется]:

• либо для описания существующего процесса;

• либо при разработке нового процесса.

При графическом представлении карты процесса используют легко распоз­наваемые символы, приведенные на рис.

• начало или окончание процесса

• действие, операция (очередной этап процесса)

• решение (разветвление процесса)

• инспекция (контроль качества или количества)

• документ (регистрация данных о качестве)

• комментарий (помогает чтению карты процесса, но не является действием /этапом процесса)

линии со стрелками (указывают направление протекания процесса).

При использовании поточной диаграммы для описания существующего про­цесса желательно следовать таким рекомендациям:

• идентифицируйте начало и конец процесса;

• наблюдайте процесс целиком от начала до конца;

• определите этапы процесса (действия, решения, входящие и выходящие
потоки, операции контроля, ведение записей и очередность их выполне­ния);

• постройте черновой вариант поточной диаграммы;

• рассмотрите черновой вариант с сотрудниками, участвующими в осуще­ствлении процесса;

• улучшите поточную диаграмму на основе этого рассмотрения;

• сверьте диаграмму с фактическими этапами процесса;

• отметьте на получившейся поточной диаграмме название и местоположе­ние процесса, дату составления диаграммы, сведения об участниках ра­боты по составлению диаграммы и любую другую информацию, достойную внимания.

При разработке нового процесса порядок составления поточной диаграммы аналогичен рассмотренному выше. Однако члены команды по улучшению каче­ства при проектировании нового процесса:

• вместо наблюдения существующего процесса должны мысленно представить себе этапы будущего процесса (действия, решения, операции контроля, ведения записей и т. п.);

• после определения этапов и построения чернового варианта поточной
диаграммы должны рассмотреть этот черновой вариант с сотрудниками,
которые предположительно будут участвовать в осуществлении процесса, а затем внести улучшения на основе этого рассмотрения.

Полученная поточная диаграмма существующего (разрабатываемого) процесса служит документом о фактическом (предполагаемом) протекании процесса и может быть использована для поиска и идентификации возможностей его улучшения.

.

8. Матрица приоритетов — инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных.

Поскольку матрица приоритетов используется для анализа численных данных матричных диаграмм, этот инструмент управления имеет также второе название - анализ матричных данных. Этот инструмент управления эквивалентен статистическому методу, названному анализом важнейших компонент (principal component analysis), который является одним из основных методов анализа многовариантных данных. Поскольку применение матрицы приоритетов требует статистических знаний, этот инструмент управления качеством значительно реже применяется на практике, чем другие рассмотренные нами инструменты. Он применяется в основном в тех случаях, когда возникает необходимость представить численные данные из матричных диаграмм в более наглядном виде. Покажем такое применение матрицы приоритетов на примере исследования болеутоляющих средств.

 

Рис.14 Матрица приоритетов: болеутоляющие средства

 

Пример применения инструментов управления качеством для анализа проблемы: