Общественное движение.

Направления:

-Правительственное. (Консерватизм)

Николай Михайлович Карамзин. Труды: «Письма русского путешественника», «История государства Российского». Огромное влияние оказала на Карамзина великая Французская революция. Единственный путь по его мнению – это Эволюция. Главное в движении не реформы, а национальные черты, учреждения, обычаи.

Противоречивость взглядов: был сторонником республики, но для России отстаивал именно монархию. Считает, что в России для республики не было условий исторически.

Самодержавие развивается от абсолютной к просвещённой монархии. Сословное деление общества извечно. Дворянство должно возвыситься над другими сословиями, не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу. Итогом таких рассуждений стала «Записка о Древней и Новой России» специально для Александра I. Эти идеи использовались в 50-е – 90-е годы главными идеологами неограниченного самодержавия, Катковым и Победоносцевым. В середине 60-х годов Катков попытался дать самодержавию новое идеологическое оружие. В его статьях догмат «народность» приобретает новый смысл. Он понимался не как историческое соотношение самодержавия обычаям и традициям народа, а как безусловная поддержка народом власти и на этом основании делавшее эту власть единственно возможной. Катков и Победоносцев критиковали конституционный строй, считали, что он не подходит для русского народа.

В каждом номере «Московских ведомостей» Катков критиковал реформы Александра II. Суть изменений: нужно оставить всё без изменений, чтобы не испортить неумелыми действиями.

-Либеральное направление. «Письма о Крымской войне» Погодина, статьи Кавелина, Чечерина, Мельгунова, Унковского.

Кавелин: Нужно отказаться от идеи конституции, т.к. от её введения выиграет только единственный образованный класс – дворянство.

-Революционное направление. Герцен и Огарев признавали революцию, как последний довод угнетённых. Чернышевский и Серно-Соловьевич считали революцию единственным методом общественного переустройства, но для неё должны созреть социально-экономические и политические предпосылки.

Заичневский, Ишутин, Нечаев – переворот как самоцель ради пропагандистского заряда.

«Катехизис» революционера, основополагающий документ «Народной расправы», подготовленный Нечаевым в 1869 году. По сути, первый манифест террористов.

-Народничество. В основе идея крестьянского социализма Герцена. Суть которой – «Через крестьянскую общину к социализму».

Направления народничества:

Пропагандистское. Идеолог Лавров. Основная работа – исторические письма. Суть взглядов: Насилие в революции должно быть сведено к минимуму. Нужна длительная пропаганда интеллигенции в народе, чтобы подготовить его к революции.

Бунтарское. Анархизм. Бакунин, Крапоткин. Государство – высшее зло, поэтому оно должно быть разрушено в ходе стихийного бунта. Крестьянство по своей природе отличается настроенностью на бунты. Достаточно организовать его и оно сметёт самодержавие.

Заговорщическое.Идеологи: Ткачев и Нечаев. Самодержавие не имеет опоры в народе. Крестьянство инертно, оно не пойдёт на революцию. Поэтому, достаточно небольшой хорошо законспирированной группы заговорщиков, которые захватят власть и проведут необходимые преобразования.

1861 год – «Земля и Воля». Организаторы Михайлов, Обручев. Программа: Статья Огарева в «Колоколе» от 1 июля 1861 года под названием «Что нужно народу?». Просуществовала до 1864 года и само ликвидировалась.

1863-1866 годах – кружок Николая Ишутина, Москва-Санкт-Петербург.

1869 год – «Народная расправа» Сергея Нечаева. Главный метод борьбы – террор.

В противовес «Народной расправе» создаётся кружок Николая Чайковского пропагандистского толка.

1874-1875 год – хождения в народ. Провалилось. Арестовано 1600 человек.

1876 год – создание организации «Земля и Воля». В состав которой вошли представители различных направлений народничества. Из-за разногласий организация в 1879 году распалась на «Чёрный передел»(пропаганда) и «Народную волю»(террор).

1879-1881 года – 7 покушений на Александра II.

Последним актом борьбы явилось покушение на Александра III 1 марта 1887.

В 1880-1890 после разгрома революционного народничества, значительное распространение получает либеральное(легальное) народничество. Представители которого проповедовали теорию малых дел, то есть постепенная каждодневная работа ради приближения к великой цели.

70-е годы 19 века. Наблюдается подъём рабочего движения. Появляются первые рабочие кружки.

1875 год - Южно-русский союз рабочих. Лидер Евгений Заславский.

1878-80 года – северный союз русских рабочих. Лидеры Степан Халтурин и Виктор Обнорский.

В 1883 году в Женеве под руководством Плеханова была создана группа «освобождения труда». Первый Марксистский кружок. Цель: Распространение Марксизма в России.

1895 год – Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Ленин и Мартов. Цель: соединение Марксизма с рабочим движением.