Городская управа (исполнительный орган власти).
Дума и управа возглавлялись городским головой, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел. Городской голова обладал достаточно широкими полномочиями. Он, к примеру, мог наложить вето на решения городской управы.
Все избиратели городских органов самоуправления (мужчины, достигшие 25 лет) делились на три курии: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Каждая из курий платила 1/3 городских налогов и поставляла в думу равное с другими число гласных (депутатов). Таким образом, преимущество было у состоятельных горожан.
Дума и управа избирались на 4 года, при этом ? состава городской управы менялась через два года.
Функции городского самоуправления были в целом идентичны функциям земств. Городские органы следили за сохранностью общественного имущества (памятники, здания и др.), дорог, мостов, канализации, организовывали благотворительные учреждения, больницы, школы, контролировали торговую, промышленную, ремесленную и финансовую деятельность.
Городская дума имела право назначения специальных местных налогов (с трактиров, с извозного промысла, с аукционов, с собак и др.). На собранные деньги городское самоуправление осуществляло свою деятельность.
Реформа системы образования и цензуры
В период правления Николая I проводилась политика жесткого ограничения доступа к просвещению. Художественная и научная литература, а также периодическая печать в полной мере испытали на себе воздействие «чугунного» цензурного устава 1826 г. Александр II, в отличие от своего отца, прекрасно понимал, что гармоничное развитие общества в подобных условиях невозможно и провел ряд существенных мер, направленных на повышение образовательного уровня населения и облегчение цензурного гнета.
В 1864 г. были опубликованы «Положение о начальных народных училищах» (июнь) и «Устав гимназий и прогимназий» (ноябрь). Начальные училища организовывались государством, земствами, церковью и даже частными лицами. Срок обучения в них составлял 3 года. Училища давали только самые необходимые знания, но зато были доступны для всех. В гимназиях и прогимназиях теперь обучались «дети всех сословий без различия звания и вероисповедания». При этом за семилетнее (с 1871 г. — восьмилетнее) образование своего ребенка родители должны были выплатить достаточно большие деньги. Таким образом, доступ к среднему, а значит, и к высшему образованию для выходцев из низших сословий был затруднен. В это время в России появляются и первые женские гимназии.
Выпускник гимназии имел право поступать в университет. 18 июня 1863 г. по инициативе министра просвещения, А.В. Головнина был утвержден новый университетский устав. В полной мере восстанавливалась автономия высших учебных заведений. Управление университетом перешло в руки ученых советов, которые избирали ректоров, приглашали преподавателей, разрабатывали учебные программы и т.д. Только ректор мог допустить на территорию университета войска и полицию. Формировалась и система высшего женского образования. В 1872 г. открыты высшие женские курсы в Москве, в 1878 г. — в Петербурге.
Деятельность Александра II в отношении цензуры была менее последовательна, но не менее продуктивна. Цезурный устав 1826 г. фактически перестал действовать уже в декабре 1855 г. с закрытием Высшего цензурного комитета. Практически свободно в обществе обращались издания А.И. Герцена «Полярная звезда» и «Колокол». Открыто обсуждались в прессе крестьянская и другие реформы. Резко возросло число периодических изданий. В 1865 г. утверждены «Временные правила» для цензуры. По этому закону научные издания вообще не подлежали цензуре, от предварительной цензуры освобождались периодические издания при условии внесения залога. Однако формально «Временные правила» действовали как уточнение Устава 1826 г., что создавало путаницу и оставляло за властями право в любой момент обрушиться на неугодное издание.
Так или иначе, деятельность правительства Александра II в области просвещения и цензуры принесла колоссальную пользу российскому обществу. Самым лучшим доказательством тому является необычайный расцвет отечественной культуры в пореформенный период. Достаточно вспомнить имена С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.
Военная реформа.
Еще император Александр I задумывался о способах сокращения военных расходов при одновременном повышении боеспособности армии. С этой целью в свое время были созданы военные поселения, принесшие намного больше вреда, чем пользы. Необходимость широкомасштабной военной реформы стала очевидной после поражения России в Крымской войне 1853 — 1856 гг. Западные государства сильно обогнали Россию, которой для сохранения статуса великой державы теперь нужно было приложить максимальные усилия.
В 1857 г. правительство упразднило военные поселения.
Инициатором и главным проводником систематических армейских преобразований стал известный своими либеральными взглядами генерал Д.А. Милютин (старший брат Н.А. Милютина), назначенный в 1861 г. на должность военного министра. Реформа проводилась с 1861 по 1874 гг. Вот ее основные мероприятия:
— административные преобразования. Реорганизация военного министерства, создание Главного штаба и 15 военных округов — все это способствовало более оперативному руководству войсками.
— перевооружение армии. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным (винтовки Бердана). Артиллерию составили стальные пушки, заряжавшиеся с казенной части;