Компонентов налоговой службы
Вопрос 2. Информационно-логическая модель автоматизации
Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов – как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.
Объекты информатизации распределяются по двум основным уровням: региональному и территориальному.
На региональном уровне объектом информатизации являются:
аппарат УФНС по краям, областям и городам Москве и Санкт-Петербургу (руководство налоговой инспекции):
1. Общий отдел
2. Финансовый отдел
3. Отдел материально-технического снабжения и организации капитального строительства
4. Отдел кадров и обеспечения безопасности
5. Юридический отдел
6. Отдел информационных технологий
7. Отдел ввода и обработки данных, учета налоговых поступлений и отчетности
8. Отдел анализа и планирования налоговых поступлений
9. Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ
10. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
11. Отдел контрольной работы
12. Отдел налогообложения физических лиц
13. Отдел налогообложения юридических лиц
14. Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства
15. Отдел досудебного аудита
16. Отдел контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности
17. Отдел контроля налоговых органов
18. Отдел имущественных налогов
Рассмотрим подход к информатизации налоговой службы Москвы, которая реализует принцип двухуровневой структуры, обозначенной выше, и вполне может быть перенесена на различные регионы страны.
Основными направлениями информатизации являются:
˗ создание информационной системы налоговой службы области, города;
˗ разработка и внедрение в практику работы новых эффективных информационных технологий;
˗ создание современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами ФНС РФ и другими информационными системами служб администрации области, города;
˗ подготовка кадров к работе в новой информационной среде.
Реализация указанных направлений потребует определенных материальных затрат. Вместе с тем эффект от правильно спланированной и проведенной в жизнь политики информатизации дает значительный выигрыш. Результатами информатизации являются не только принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед налоговой службой города, но и изменения в характере труда специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций.
Информатизация создает возможности для внедрения проблемно-целевого метода управления налоговой службой города, области.
Информатизация должна обеспечивать создание условий для эффективного решения стоящих перед налоговой службой города, области задач и основываться на комплексном охвате основных направлений деятельности. При этом максимальный эффект достигается только тогда, когда информатизация пронизывает деятельность организации в целом, приобретает масштабы системы. Этому способствует прогресс в области вычислительной техники. Развитие средств интегрированной обработки данных позволяет значительно повысить оперативность и эффективность решения управленческих задач.
Широкое использование непосредственно на рабочих местах персональных ЭВМ, соединенных локальной вычислительной сетью, дает возможность организовать индивидуализированную обработку информации.
Информационно-вычислительные мощности персонализируются, но при этом сохраняются централизованные базы данных, дополненные внутренней и внешней электронной связью.
Внедряемые информационные технологии призваны реализовать принцип: «Нужную информацию нужному сотруднику в нужное время».
Децентрализованный сбор и обработка информации (на рабочем месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся документов, увеличить скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.
Применение развитых средств электронной коммуникации (сетевые средства, электронная почта и др.) экономит до 20% рабочего времени. Общая стоимость обработки документов за счет применения электронных средств обработки и передачи информации уменьшается в 10-15 раз.
Мировая практика отвергла как неэффективные попытки сверхцентрализации и монополизации информационной деятельности. Наибольший эффект от создания общесистемных банков данных достигается тогда, когда они создаются в подразделениях, по роду своей деятельности осуществляющих анализ и оценку информация. В этом случае производятся естественное накопление и обработка сведений, поступающих в соответствии с установленными задачами и функциями подразделений в места их оценки и принятия решений, обеспечиваются полнота и актуальность банков данных, не нарушая традиционных, отлаженных взаимосвязей.
Реализацией указанных условий в налоговой системе Москвы является принцип создания распределенных баз данных.
Необходимым требованием к информатизации налоговой службы города является обеспечение конфиденциальности информации, её защиты от несанкционированного доступа, преднамеренного уничтожения и хищения. Реализация этих условий должна достигаться системой организационных, технических и программных средств защиты.
Таким образом, основными принципами информатизации налоговой службы города являются:
˗ комплексность и системность информатизации, её подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;
˗ активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;
˗ поэтапность и преемственность в проведении информатизации;
˗ интеграция с программой информатизации ФНС РФ и концепцией создания межведомственной информационной системы Москвы;
˗ распределенность хранения и обработки информации;
˗ накопление информации в банках данных в местах её использования;
˗ совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;
˗ предоставление пользователю удобного, автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;
˗ одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое её использование;
˗ интеллектуализация обработки информации;
˗ обеспечение требуемой конфиденциальности информации.
Задачи информационного обеспечения Государственной налоговой инспекции по Москве определяются потребностями оперативного учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства по вопросам налогообложения, своевременной и правильной уплатой налогов и других выплат в бюджет.
Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии со следующими органами:
Межрегиональной инспекцией ФНС России по федеральному округу;
органами государственного и хозяйственного управления городом;
налогоплательщиками;
финансовыми органами;
учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи и на которые возложено кассовое исполнение бюджета.
Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие информационные потоки:
˗ сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
˗ информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
˗ сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
˗ информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.
Информационное обеспечение включает:
систему классификации и кодирования;
унифицированную систему документации;
иерархическую систему банков данных;
систему защиты данных.
Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:
а) входящая информация по физическим лицам:
˗ заявление на регистрацию;
˗ прочие заявления, письма и жалобы граждан;
˗ акт обследования (опроса);
˗ декларация о совокупном денежном доходе;
˗ акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
˗ сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
˗ сведения об авторских вознаграждениях;
б) входящая информация по юридическим лицам:
˗ устав и учредительный договор;
˗ свидетельство о регистрации;
˗ номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
˗ источники формирования уставного фонда;
˗ баланс и приложения к нему;
˗ информация по авансовым платежам;
˗ письма, исковые заявления;
˗ акты проверок плательщиков налоговыми органами;
˗ налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
˗ справка о внесении в Госреестр предприятий, организаций;
˗ лицензия на право ведения той или иной деятельности;
˗ докладная записка на штрафы;
в) входящая информация из банковских учреждений:
˗ мемориальные ордера и уведомления;
˗ платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
˗ платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
˗ сведения о финансовых операциях;
г) входящая информация из директивных органов:
˗ решения, постановления, приказы, распоряжения;
˗ письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции;
д) информация по оперативно-бухгалтерскому учету:
˗ реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
˗ отчеты, заключения;
˗ инкассовые поручения и реестр к ним;
е) информация по камеральным проверкам:
˗ отчеты и расчеты по налогам и платежам;
˗ распределение доначисленных сумм;
˗ финансовые санкции и их распределение;
˗ справки о представлении деклараций;
˗ платежные извещения населению;
ж) информация по ревизиям:
˗ акты ревизий;
˗ акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
˗ протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
˗ предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
з) справочная информация:
˗ отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;
˗ аналитические записки и статистические таблицы;
˗ учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;
˗ информация для передачи в вышестоящую организацию;
˗ информация для передачи в местные директивные органы; и) юридическая информация:
˗ протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях;
˗ протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
˗ исковые заявления в суд и арбитраж.
База данных центрального аппарата Инспекции ФНС России по городу должна обслуживать:
˗ информационно-справочную систему поиска юридических лиц, позволяющую по одному или нескольким атрибутам получить справочные данные о запрашиваемом юридическом лице;
˗ информационно-справочную систему поиска физических лиц, дающую возможность установить, в какой территориальной налоговой инспекции зарегистрировано разыскиваемое лицо;
˗ адресную информационно-поисковую систему, позволяющую по почтовому адресу определить принадлежность адресата к территориальной налоговой инспекции;
˗ информационно-справочную юридическую систему, дающую возможность работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями ФНС РФ и аналогичными документами руководства инспекции, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы;
˗ систему обработки налоговых документов, формирования справок, записок, отчетов и прочих материалов;
˗ кадровую систему;
˗ бухгалтерскую систему;
˗ систему делопроизводства, регистрирующую входящую и исходящую документацию, осуществляющую контроль за исполнением документов и поручений руководства;
˗ архив материалов инспекции.
Доктор исторических наук
Н. Бардыго
[1] Способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
[2] Использование объектно-ориентированного подхода позволяет свести проектирование открытой системы к оптимальному синтезу функционально независимых компонент (объектов), совместно выполняющих заданные функции системы с требуемой эффективностью, и позволяющих адаптировать систему к вновь появляющимся задачам за счёт набора специфических свойств (наследование и проч.). Таким образом, значительно снижаются затраты на разработку, внедрение и модификацию систем.
[3] Интерактивные технологии проектирования, разработки, актуализации информационных систем, в которых сперва строится нужная среда, инструментарий, а затем происходит их автоматизированная настройка с помощью выполнения процедур типа: переместить, вставить, удалить, указать, активизировать и др.; готовые среды, "как кубики", объединяются в нужные структуры, а затем настраиваются на конкретные классы проблем или пользователей, причем изменения одних из них могут изменять и другие.
[4] Программный комплекс, автоматизирующий технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем.