Компонентов налоговой службы

Вопрос 2. Информационно-логическая модель автоматизации

 

Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов – как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.

 

Объекты информатизации распределяются по двум основным уровням: региональному и территориальному.

На региональном уровне объектом информатизации являются:

аппарат УФНС по краям, областям и городам Москве и Санкт-Петербургу (руководство налоговой инспекции):

1. Общий отдел

2. Финансовый отдел

3. Отдел материально-технического снабжения и организации капитального строительства

4. Отдел кадров и обеспечения безопасности

5. Юридический отдел

6. Отдел информационных технологий

7. Отдел ввода и обработки данных, учета налоговых поступлений и отчетности

8. Отдел анализа и планирования налоговых поступлений

9. Отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ

10. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

11. Отдел контрольной работы

12. Отдел налогообложения физических лиц

13. Отдел налогообложения юридических лиц

14. Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства

15. Отдел досудебного аудита

16. Отдел контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности

17. Отдел контроля налоговых органов

18. Отдел имущественных налогов

 

Рассмотрим подход к информатизации налоговой службы Москвы, которая реализует принцип двухуровневой структуры, обозначенной выше, и вполне может быть перенесена на различные регионы страны.

 

Основными направлениями информатизации являются:

˗ создание информационной системы налоговой службы области, города;

˗ разработка и внедрение в практику работы новых эффективных информационных технологий;

˗ создание современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами ФНС РФ и другими информационными системами служб администрации области, города;

˗ подготовка кадров к работе в новой информационной среде.

 

Реализация указанных направлений потребует определенных материальных затрат. Вместе с тем эффект от правильно спланированной и проведенной в жизнь политики информатизации дает значительный выигрыш. Результатами информатизации являются не только принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед налоговой службой города, но и изменения в характере труда специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций.

Информатизация создает возможности для внедрения проблемно-целевого метода управления налоговой службой города, области.

Информатизация должна обеспечивать создание условий для эффективного решения стоящих перед налоговой службой города, области задач и основываться на комплексном охвате основных направлений деятельности. При этом максимальный эффект достигается только тогда, когда информатизация пронизывает деятельность организации в целом, приобретает масштабы системы. Этому способствует прогресс в области вычислительной техники. Развитие средств интегрированной обработки данных позволяет значительно повысить оперативность и эффективность решения управленческих задач.

Широкое использование непосредственно на рабочих местах персональных ЭВМ, соединенных локальной вычислительной сетью, дает возможность организовать индивидуализированную обработку информации.

Информационно-вычислительные мощности персонализируются, но при этом сохраняются централизованные базы данных, дополненные внутренней и внешней электронной связью.

Внедряемые информационные технологии призваны реализовать принцип: «Нужную информацию нужному сотруднику в нужное время».

Децентрализованный сбор и обработка информации (на рабочем месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся документов, увеличить скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.

Применение развитых средств электронной коммуникации (сетевые средства, электронная почта и др.) экономит до 20% рабочего времени. Общая стоимость обработки документов за счет применения электронных средств обработки и передачи информации уменьшается в 10-15 раз.

Мировая практика отвергла как неэффективные попытки сверхцентрализации и монополизации информационной деятельности. Наибольший эффект от создания общесистемных банков данных достигается тогда, когда они создаются в подразделениях, по роду своей деятельности осуществляющих анализ и оценку информация. В этом случае производятся естественное накопление и обработка сведений, поступающих в соответствии с установленными задачами и функциями подразделений в места их оценки и принятия решений, обеспечиваются полнота и актуальность банков данных, не нарушая традиционных, отлаженных взаимосвязей.

Реализацией указанных условий в налоговой системе Москвы является принцип создания распределенных баз данных.

Необходимым требованием к информатизации налоговой службы города является обеспечение конфиденциальности информации, её защиты от несанкционированного доступа, преднамеренного уничтожения и хищения. Реализация этих условий должна достигаться системой организационных, технических и программных средств защиты.

 

Таким образом, основными принципами информатизации налоговой службы города являются:

˗ комплексность и системность информатизации, её подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;

˗ активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;

˗ поэтапность и преемственность в проведении информатизации;

˗ интеграция с программой информатизации ФНС РФ и концепцией создания межведомственной информационной системы Москвы;

˗ распределенность хранения и обработки информации;

˗ накопление информации в банках данных в местах её использования;

˗ совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;

˗ предоставление пользователю удобного, автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;

˗ одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое её использование;

˗ интеллектуализация обработки информации;

˗ обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

 

Задачи информационного обеспечения Государственной налоговой инспекции по Москве определяются потребностями оперативного учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства по вопросам налогообложения, своевременной и правильной уплатой налогов и других выплат в бюджет.

Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии со следующими органами:

Межрегиональной инспекцией ФНС России по федеральному округу;

органами государственного и хозяйственного управления городом;

налогоплательщиками;

финансовыми органами;

учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи и на которые возложено кассовое исполнение бюджета.

 


Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие информационные потоки:

˗ сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;

˗ информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;

˗ сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;

˗ информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

Информационное обеспечение включает:

систему классификации и кодирования;

унифицированную систему документации;

иерархическую систему банков данных;

систему защиты данных.

 
 

 

 


Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:

а) входящая информация по физическим лицам:

˗ заявление на регистрацию;

˗ прочие заявления, письма и жалобы граждан;

˗ акт обследования (опроса);

˗ декларация о совокупном денежном доходе;

˗ акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;

˗ сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;

˗ сведения об авторских вознаграждениях;

 

б) входящая информация по юридическим лицам:

˗ устав и учредительный договор;

˗ свидетельство о регистрации;

˗ номер и дата регистрации в налоговой инспекции;

˗ источники формирования уставного фонда;

˗ баланс и приложения к нему;

˗ информация по авансовым платежам;

˗ письма, исковые заявления;

˗ акты проверок плательщиков налоговыми органами;

˗ налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;

˗ справка о внесении в Госреестр предприятий, организаций;

˗ лицензия на право ведения той или иной деятельности;

˗ докладная записка на штрафы;

 

в) входящая информация из банковских учреждений:

˗ мемориальные ордера и уведомления;

˗ платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;

˗ платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;

˗ сведения о финансовых операциях;

 

г) входящая информация из директивных органов:

˗ решения, постановления, приказы, распоряжения;

˗ письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции;

 

д) информация по оперативно-бухгалтерскому учету:

˗ реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;

˗ отчеты, заключения;

˗ инкассовые поручения и реестр к ним;

 

е) информация по камеральным проверкам:

˗ отчеты и расчеты по налогам и платежам;

˗ распределение доначисленных сумм;

˗ финансовые санкции и их распределение;

˗ справки о представлении деклараций;

˗ платежные извещения населению;

 

ж) информация по ревизиям:

˗ акты ревизий;

˗ акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;

˗ протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;

˗ предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

 

з) справочная информация:

˗ отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;

˗ аналитические записки и статистические таблицы;

˗ учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;

˗ информация для передачи в вышестоящую организацию;

˗ информация для передачи в местные директивные органы; и) юридическая информация:

˗ протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях;

˗ протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;

˗ исковые заявления в суд и арбитраж.

 

База данных центрального аппарата Инспекции ФНС России по городу должна обслуживать:

˗ информационно-справочную систему поиска юридических лиц, позволяющую по одному или нескольким атрибутам получить справочные данные о запрашиваемом юридическом лице;

˗ информационно-справочную систему поиска физических лиц, дающую возможность установить, в какой территориальной налоговой инспекции зарегистрировано разыскиваемое лицо;

˗ адресную информационно-поисковую систему, позволяющую по почтовому адресу определить принадлежность адресата к территориальной налоговой инспекции;

˗ информационно-справочную юридическую систему, дающую возможность работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями ФНС РФ и аналогичными документами руководства инспекции, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы;

˗ систему обработки налоговых документов, формирования справок, записок, отчетов и прочих материалов;

˗ кадровую систему;

˗ бухгалтерскую систему;

˗ систему делопроизводства, регистрирующую входящую и исходящую документацию, осуществляющую контроль за исполнением документов и поручений руководства;

˗ архив материалов инспекции.

 

Доктор исторических наук

Н. Бардыго


[1] Способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

[2] Использование объектно-ориентированного подхода позволяет свести проектирование открытой системы к оптимальному синтезу функционально независимых компонент (объектов), совместно выполняющих заданные функции системы с требуемой эффективностью, и позволяющих адаптировать систему к вновь появляющимся задачам за счёт набора специфических свойств (наследование и проч.). Таким образом, значительно снижаются затраты на разработку, внедрение и модификацию систем.

[3] Интерактивные технологии проектирования, разработки, актуализации информационных систем, в которых сперва строится нужная среда, инструментарий, а затем происходит их автоматизированная настройка с помощью выполнения процедур типа: переместить, вставить, удалить, указать, активизировать и др.; готовые среды, "как кубики", объединяются в нужные структуры, а затем настраиваются на конкретные классы проблем или пользователей, причем изменения одних из них могут изменять и другие.

[4] Программный комплекс, автоматизирующий технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем.