Миф о Сизифе (Камю)

Вина и любовь

Вина состоит в том, что человек эгоист. Он понимает, что относится к людям не так как следовало бы. И у человека есть комплекс вины. Комплекс вины к своим родителям с которыми мы были когда-то грубы, к людям которыми мы обошлись нетактично и т.д.

Если человек не чувствует вины, то он не свободен он раб. То есть еще худший вариант для человека, чем с виной.

Люди разделены по половому признаку, что рождает чувство вины, стыда.

Раздеделение людей по половому признаку может преодолеть любовь. Но это очень высокое чувство. Настоящая любовь не может быть обращена на человека (мужчину или женщину). Так как в такой любви есть элемент несовершенства: половое влечение, меркантильные интересы, выгода и т.п.

Любовь – это присвоение свободы другого. Любовь – это особый способ присвоения человека. Мы любим не человека, а себя, свое исполнение желаний.

Любовь есть там, где есть духовность.

Мир бездуховен, поэтому любви нет. Точнее она есть только к Богу, а к человеку – нет любви (она несовершенна, т.к. эгоистична).

 

Почему такая ситуация с человеком? Нет любви, крест свободы тяжек, смертность человека, различные страхи и фобии.

Потому что наша жизнь абсурд.

 

Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд.

Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты.

Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть. Плутон не мог вынести зрелища своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть, из рук ее победителя.

Говорят также, что, умирая, Сизиф решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона разрешение вернуться на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и море, как у него пропало желание возвращаться в мир теней. Напоминания, предупреждения и гнев богов были напрасны. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов. Явился Меркурий, схватил Сизифа за шиворот и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень.

Сизиф - абсурдный герой. Такой он и в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений - он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей.

Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание.

Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает вовремя спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. «Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Так и современный человек: он стоит перед горой и видит перед собой камень.