Свобода и выбор

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) – проблема выбора.

Свобода дана нам изначально как свобода выбора.

Свобода есть преодоление необходимости. Свобода дана нам изначально как свобода выбора: между путем вниз и путем вверх.

Путь вниз – путь к миру материальных вещей, в котором мы живем, зарабатываем, обременяемся отношениями. Символом этого природного (бездуховного) мира является камень. Это путь к камню. Движение к несвободе. Подчинение себя законам объективности. Это и есть не подлинное существование.

Путь вверх – путь развития нашей духовности (для религиозных людей – путь к богу). Это подлинное существование, на этом пути мы прикасаемся к свободе. Высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственный внутренний мир.

В конечном счете, человек разрывается между двумя этими выборами. Стремясь к подлинному существованию, в тоже время (пребывает?) в не подлинном.

 

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.

Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь человека – цепочка различных "маленьких жизней", отрез­ков разного бытия, связанная особыми "узлами" – экзистенцио­нальными решениями.

Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

Свобода абсолютна, так как человек не может избежать экзистенциального выбора.

Человек свободен постольку, поскольку он способен выбирать. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он что-либо выбирает: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Всё, что со мной происходит, - мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.

Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.