Экзистенциализм
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Приведите примеры материальных объектов.
2. Приведите примеры нематериальных объектов.
3. Можно ли с помощью имени дать полную характеристику объекта?
4. Как можно с помощью имени конкретизировать объект?
5. Какими свойствами можно охарактеризовать объекты «ручка для письма», «автомобиль», «стихотворение»?
6. В чем состоит отличие понятия «свойство объекта» от его значения? Приведите примеры свойств и их значений.
7. Что такое параметры объекта? Приведите примеры.
8. Какие значения могут принимать параметры «вес» и «длина хвоста» объекта «кошка»?
9. Какие значения могут быть у свойства «вид линовки» для объекта «тетрадь»?
10. Что такое действия объекта? Приведите примеры.
11. Что такое состояние объекта? Приведите примеры.
12. Что такое процесс? Приведите примеры.
13. Опишите биологический процесс роста растения.
14. Опишите, в чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются в этом процессе.
15. Что такое среда существования объекта? Приведите примеры.
16. Какими характеристиками можно описать объект?
17. Для чего нужны разнообразные характеристики объекта?
18. Сыграйте в игру, в которой требуется угадать объект по его характеристикам. Один человек загадывает слово (имя какого-то объекта). Остальные играющие, чтобы отгадать слово, начинают задавать наводящие вопросы, пытаясь определить как можно более точно свойства задуманного объекта. Вопросы надо формулировать так, чтобы ответ на него был либо «да», либо «нет».
Например, задумано слово «верблюд». Примерные вопросы и ответы могли бы звучать так.
■ Это объект живой природы? – Да.
■ Это растение? – Нет (вывод: значит, животное).
■ Это животное может летать? – Нет.
■ Оно живет в северных широтах? – Нет.
И так далее... Если кто-то из игроков решил, что он догадался, о чем идет речь, он может напрямую назвать имя объекта. Если игрок не угадал задуманное слово, то выбывает из игры. Как видите, в этой игре, чтобы отгадать задуманный объект, надо как можно точнее определить и свойства, и действия, и среду.
1. Что такое модель объекта?
2. Приведите примеры материальных и абстрактных моделей.
3. Приведите примеры материальных и абстрактных моделей для объекта «дом».
4. Приведите примеры моделей, созданных с разной целью.
5. С какими моделями вы встречаетесь в повседневной жизни?
6. Приведите примеры моделей технических устройств. Где вам приходилось видеть такие модели?
7. Что такое информационная модель?
8. Составьте информационную модель объекта «самолет» с целью характеристики его для пассажиров. Как изменится эта модель, если цель – характеристика самолета как технического устройства?
9. Составьте информационные модели объекта «арбуз» для разных целей: нарисовать рисунок, выбрать самый вкусный, вырастить?
10. Можно ли один объект описать с помощью разных информационных моделей? Если да, то чем они будут отличаться?
1. Приведите примеры пространственных отношений между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать пространственные отношения?
2. Приведите примеры временных отношений между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать временные отношения?
3. Приведите примеры отношений части и целого между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать отношения части и целого?
4. Составьте таблицу отношений однотипных объектов «товары».
5. Какая связь существует между лампой и электрической розеткой? В чем она проявляется?
6. Какая связь существует между водопроводным краном и водой, протекающей по трубе? В чем она проявляется?
7. Когда два человека беседуют, существует ли связь между ними? Почему?
8. Приведите примеры географических связей.
9. Когда объект можно назвать системой? Приведите примеры систем.
10. Можно ли назвать объект «ножницы» системой? Обоснуйте свой ответ.
11. Из каких объектов состоит, система «очки»? Как связаны между собой эти объекты?
12. Придумайте системы, которые можно построить из объектов «доски», «гвозди»?
13. Назовите характеристики системы в целом и ее составляющих (свойства, действия) для объектов «стол»; «класс учащихся».
14. Составьте информационные модели систем «классная комната»; «садовый участок».
(экзистенциональная философия
Серен Кьеркегор (1813-1855) «Страх и трепет», чувство страха
Карл Ясперс (1883-1969) «Истоки истории и ее цель»,
Мартин Хайдеггер (1889-1976) «Бытие и время», индивидуальное простраство-время,
Ж-П. Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто», проблема выбора,
Альберт Камю (1913-1960) «Бунтующий человек», проблема смысла жизни.)
Экзистенциализм– направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е – 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
1. нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
2. бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
3. опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
4. усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
5. распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
6. бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
1. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
2. разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
3. проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
4. проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
5. проблема бессмысленности жизни;
6. проблема внутреннего выбора;
7. проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.
Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор(1813 - 1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
1. Существование (existentia, лат. существование) в экзистенциализме обозначает всегда именно человеческое существование. Стол существованием не обладает.
«Существование предшествует сущности».
2. Экзистенция – наша душа, наш внутренний мир.
Экзистенция – проявляет себя в чувствах, переживаниях, эмоциях.
Экзистенция – специфически человеческий способ существовать в мире.
Человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая "устойчивая субстанция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом от себя", постоянное выступание вовне, в мир.
Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "должен быть тем, что он есть", а не "просто быть".
Подлинная экзистенция – это быть человеческой личностью.
Экзистенциализм или философия человеческого существования. Центральные понятия (категории) этой философии, это понятия:
Страх, смерть, свобода и выбор, вина и любовь (всего шесть понятий).