Представление о системе объектов
3.1. Отношения объектов. Вы познакомились с понятием «объект». Каждый объект характеризуется именем и некоторым набором параметров и действий, которые выделяют его из окружающего мира.
Преступный мир представляет собой разнообразие объектов, процессов, явлений. Какое место занимает в нем каждый объект, какова его роль?
Чтобы ответить на эти вопросы, сравнивают объекты друг с другом. Сравнение объектов по каким-либо признакам позволяет установить разнообразные отношения между ними.
Наиболее распространенными являются:
– пространственные отношения, характеризующие расположение в пространстве одного объекта по отношению к другому;
– временные отношения, которые сравнивают время наступления событий, связанных с разными объектами;
– отношения части и целого, устанавливающие, что один объект является частью другого;
– отношения формы и содержания, сравнивающие объекты по форме и (или) содержанию;
– математические отношения, которые позволяют сравнивать математические объекты (числа, значения переменных, выражений);
– общественные отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми.
Все объекты, которые можно каким-то образом сравнить, находятся в отношениях.
Вам хорошо знакомы математические отношения между числами и переменными.
Например, неравенства треугольника устанавливают отношения между длинами его сторон:
а + b > с; а + с > b; b + с> а.
Зависимость, равноправие, партнерство, дружба, вражда, любовь, доверие, уважение – все это характеристики общественных отношений, связывающих людей, организации и страны. Примерами общественных отношений могут служить отношения между учеником и учителем, родителями и детьми, судьей и обвиняемым, оперативным сотрудником и подозреваемым.
Между одними и теми же объектами могут возникать самые разнообразные отношения.
Можно рассматривать отношения одного объекта к окружающим его объектам.
Одним из самых удобных способов характеристики однотипных объектов является представление их в табличной форме.
Вы уже знаете, что отличить один объект от другого можно, сравнивая их свойства. Можно сказать, что свойства – это и есть отношения между объектами. Поэтому таблицу, в которой перечислены свойства объекта, часто называют таблицей отношений.
3.2. Связи объектов. Вы знаете, что объекты окружающего мира кроме параметров характеризуются действиями. В результате проявления деятельности объектов может изменяться их состояние.
Говоря об отношениях между объектами, необходимо учитывать тот факт, что сравниваемые параметры могут меняться.
Отношения могут выражаться посредством механических связей.
Существуют и другие связи. Например, электромеханическая связь – электричество преобразуется в механическое вращательное или поступательное движение.
Изменение параметров одного объекта приводит к изменению параметров другого.
Между учениками и учителями существуют межличностные связи: под влиянием учителей изменяются знания и кругозор учащихся, но и ученики влияют на учителей, изменяя их взгляды на многие вопросы.
Экономические связи, осуществляемые через торговлю, могут оказаться актуальными при расследовании преступлений во многих экономических сферах.
Связь может устанавливаться между объектами, находящимися рядом. Например, магнитное поле обеспечивает связь объекта, содержащего железо, и магнита. Но связи могут иметь и огромную протяженность – распространяющийся радиосигнал и магнитное поле Земли.
Связь – такое отношение между объектами, когда изменение параметров одного объекта приводит к изменению параметров другого объекта.
Вы уже узнали, что изменение параметров объекта является результатом произведенного воздействия. Например, чтобы обнаружить связь между регулятором громкости и силой звука радиоаппаратуры, достаточно повернуть ручку регулировки. Если громкость не изменилась, значит, связь нарушена.
Взаимодействие между карандашом и листом бумаги вызывает изменение параметров и карандаша (отслоение частичек графита и уменьшение грифеля), и листа бумаги («прилипание» частичек графита и, соответственно, появление изображения). Здесь карандаш является активной стороной, и его действие рассматривается как причина того, что на листе появляется изображение. С другой стороны, грифель стачивается из-за трения о бумагу.
Связи между объектами можно описать словами, представить формулами, изобразить схематически.
3.3. Понятие о системе. Когда и почему объект рассматривается как система?
Когда мы говорили об отношениях между объектами, то среди прочих рассмотрели отношения части и целого. Практически у любого объекта можно выделить составные части: шариковая ручка состоит из корпуса и стержня, любой механизм – из соединенных между собой деталей, преступная группировка из рядовых членов, ячеек, «бригадиров», лидера и т.д. Составные части объекта взаимодействуют между собой.
Когда объект рассматривают как совокупность взаимодействующих между собой составных частей, то его называют системой.
Окружающий мир мы воспринимаем как огромное множество систем. Слово «система» произошло от греческого systema и означает «составленное из частей, соединенное». Входящие в состав системы объекты называются элементами.
Степень дробления системы на составляющие ее элементы определяется целью изучения.
Некоторые системы являются естественными, появившимися без участия человека, другие – искусственными, созданными человеком с определенной целью.
Рассмотрим еще один пример. Коллектив единомышленников – это сложная система. Они объединены одной общей целью. Весьма часто, каждому из них в отдельности поставленной цели не достичь. Только совместные усилия всего коллектива приводят к достижению цели.
3.4. Связи и отношения между элементами системы. Система характеризуется наличием связей и отношений между элементами.
Между элементами этой системы существуют отношения.
Одним из примеров системы, которую вы хорошо знаете, является семья.
Между родителями и детьми, братьями и сестрами, являющимися объектами системы «семья», существуют разнообразные отношения:
– пространственные (проживание в одном доме);
– социальные (взаимоотношения детей и родителей);
– временные (режим труда, учебы и отдыха) и т.д.
Семью характеризуют различные связи:
– генетические (дети внешностью и характером похожи на родителей);
– материальные (родители кормят, одевают детей, заботятся о своих родителях);
– социальные (взрослые и дети имеют права и обязанности в семье).
Подводя итоги вышесказанному, определим, что такое система:
Система – это совокупность взаимосвязанных объектов, воспринимаемая как единое целое.
3.5. Система и среда. Системы, как и объекты, существуют в определенной среде. Система испытывает воздействие среды и сама оказывает на нее влияние.
В примере с семьей взаимовлияние среды и системы проявляется особенно наглядно. Средой для семьи является общий дом. Удобное и просторное жилье благоприятно влияет на психологический климат в семье. С другой стороны, каждый проживающий в доме изменяет окружающее пространство в соответствии со своим пониманием уюта и комфорта: украшает стены картинами, окна – занавесками и т.п.
Семья является частью другой сложной системы – государства. В некотором смысле государство можно считать средой для семьи. В нем создаются условия для развития и процветания семьи. Семья тоже оказывает влияние на государство. В дружной семье, где царят взаимопонимание и взаимная поддержка, растут умные, работоспособные, духовно богатые дети, которые в дальнейшем становятся опорой государства.
3.6. Целостность системы. Система как единое целое приобретает новые свойства и действия, которыми не обладают входящие в ее состав объекты.
Это говорит о целостности системы.
Система также может характеризоваться новыми действиями, которые не были присущи ее элементам. Например, детская загадка «Два кольца, два конца, посередине гвоздик» описывает ножницы как систему элементов. Эта система приобретает способность к новому действию (резать). Благодаря воздействию на ее отдельные элементы, а также их взаимодействию система реализует свое назначение.
Мы часто используем систему, не задумываясь, какие действия выполняют ее элементы. Например, часы предназначены для определения времени, и мало кого интересует их внутреннее устройство. Однако, если часы сломались, вряд ли удастся их починить, не зная, как они работают.
Действия отдельных элементов обеспечивают работоспособность всей системы.
Просто необходимо знать, какие действия и в каком порядке должны выполнять элементы системы, чтобы обеспечить ее работу.
3.7. Информационная модель системы. Построение модели системы, как и модели объекта, человек осуществляет целенаправленно. Поэтому любая информационная модель должна содержать только те характеристики, которые соответствуют поставленной цели.
3.8. Описание системы как единого объекта. Из определения системы вытекает, что при всей ее возможной сложности система воспринимается человеком как нечто целое. Поэтому при составлении информационной модели следует сначала рассмотреть систему как объект. Довольно часто информационные модели объектов представляются в табличной форме.
3.9. Информационная модель элементов системы. Чтобы проверить работоспособность системы при физическом выборе, а также в процессе эксплуатации предупредить или устранить возможные неисправности, необходимо выяснить, как работают отдельные узлы и механизмы. В этом случае наряду с характеристиками системы как объекта, Вы должны выяснить параметры и назначение ее основных элементов. Это называется анализом системы.
Анализ (от греческого analisis) – мысленное или фактическое расчленение целого на составные части.
При анализе систему разбивают на составляющие элементы, выясняя те их свойства и действия, которые определяют работу системы. Результат анализа системы может быть представлен в табличном виде.
3.10. Описание связей и отношений между элементами системы. Анализ системы не должен ограничиваться перечислением характеристик ее элементов. Следует установить, как эти элементы связаны друг с другом, иными словами, описать отношения и связи между ними. Это можно сделать при помощи словесного описания, поясняющих рисунков или в виде схемы.
3.11. Описание взаимодействия элементов системы. Чтобы убедиться в работоспособности системы, надо знать, как взаимодействуют элементы системы между собой и с другими объектами.
Информационная модель системы должна содержать:
– описание системы как единого объекта;
– информационные модели элементов системы;
– описание связей и отношений элементов системы;
– описание взаимодействия элементов (при необходимости).
Чем сложнее система, тем труднее ее исследовать и строить модель. Такая задача не каждому по силам. Поэтому построением моделей сложных систем обычно занимаются специалисты высокой квалификации. Про таких специалистов говорят, они обладают системным мышлением, навыками системного подхода. Системный подход проявляется в систематизации знаний о чем-либо.
Системный подход применяется при изучении сложных систем. Суть системного подхода к построению модели можно отобразить в виде этапов анализа:
– сложный объект (система) рассматривается в виде набора более простых элементов (объектов);
– для каждого элемента определяется роль, которую он выполняет в системе;
– определяются отношения между элементами;
– устанавливается влияние параметров каждого элемента (объекта) на поведение системы в целом.
Чем тщательней проводится анализ системы, тем точнее окажется полученная модель. Но модель должна отображать характеристики системы лишь с необходимой степенью точности. Эта точность определяется целью и подразумевает осмысленный отбор необходимых черт, которые будет отражать модель. Слишком большое количество одновременно моделируемых свойств может завести исследователя в тупик. Во-первых, это сильно усложнит задачу составления модели. Во-вторых, необходимо представлять, как полученные сведения будут использоваться в дальнейшем, сможет ли исследователь осмыслить, «переварить» это обилие информации.
В данном случае уместно вспомнить изречение Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного».
В заключение следует заметить, что для всестороннего изучения системы требуется множество разных моделей. Но, как правило, конкретного исследователя интересует какая-то одна сторона системы. Поэтому важно с самого начала определить цель исследования конкретной системы и только затем приступать к созданию ее модели.