Введение. Особенности формирования шариата.

Преступления и наказания

Религиозно-обрядовые предписания и обязанности мусульманина

План лекции

Время: 2 часа.

Тема: Право государств Востока в период средневековья.

Право государств Востока в период средневековья.

Тема: История государства и права Средневекового Востока.

Дисциплина: история государства и права зарубежных стран

ЛЕКЦИЯ № 9

 

 

 

Разработал

Доцент кафедры, к.и.н.

В.Г.Тур

 

 

г. Симферополь

2003 г.

 

 

Цель:

1. Ознакомить студентов (курсантов, слушателей) с особенностями и причинами зарождения и формирования средневекового права Востока.

2. Познакомиться с основными характерными положениями права средневекового Арабского халифата и иных государств востока (шариат), где утвердился ислам.

 

 

1. Введение. Особенности формирования шариата.

2. Источники мусульманского права.

4. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений.

6. Суд и судебный процесс

7. Заключение

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Литература и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке ВУЗа:

1. Сборник документов по всеобщей истории государства и права /Сост. К.Е. Ливанцов.- Л., 1977.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.,1996.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., 1996.

4. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т.: Учеб. по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1998.

5. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – К.: АіrЬапа., 1996. – З84 с.

6. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., 1995.- 414 с.

7. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996 - 1998.

8. Коран (любое издание)

9. Лубський В.І., Борис В.Д. Мусульманське право. Навч. Посібник. – К.: Вілбор, 1977.

10. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, 1998.

11. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 1977.

12. Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994.- 464с.

13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996.,

та іньші.

14. Дискета с текстом лекции находится в библиотеке ВУЗа и на кафедре.

 

 

Технические средства и наглядные пособия: карта мира.

 

Тезисы лекции:

 

Для народов и государств средневекового Востока, учитывая специфику их культурного и социального развития, характерно возникновение и обоснование права на власть тесно увязанное с религиозно-философскими представлениями.

В условиях преобладающей общинной, а позже государственной собственности на основные средства производства с монархической формой правления в форме «восточной деспотии», характерно слияние религиозно-этических норм со светско-правовыми, выросшими на основе первых. Причиной тому, как мы уже отмечали в предыдущих лекциях, изначальное слияние светских верховных институтов власти с религиозными, идея божественного оправдания светской власти и регулирующая роль религиозно-нравственных учений для отношений среди населения как на уровне обычаев, так и последующих законов. Юридический акт монарха, власть которого проистекала от воли Бога (либо являвшегося непосредственно вместилищем Бога), означал «божественное установление» либо акцию санкционированную богами. Следовательно, церковное право (а под термином «церковь» мы понимает любую религиозную общину) изначально сливалось или было основой для развития светского права.

Рассматривая право средневекового Востока, классическим примером может быть шариат – мусульманское право, основы которого были заложены в Арабском халифате.

(Дать обзорную характеристику аналогичным процессам в иных религиях)

Шариат сформировался в процессе религиозно-политической борьбы арабских народов, а также в противостоянии родоплеменным и соседним этническим и мировым религиям. Поэтому, мусульманское право:

Þ является одной из сторон, составной частью самого религиозного учения;

Þ является отражением исламской правовой идеологии;

Þ подчеркивает государственный характер ислама и стоит в центре самого учения;

Þ существенно влияет на культурное развитие народов Востока;

Þ тотален, т.к. в отличие от европейских законов, тотально охватывает абсолютно все стороны жизни мусульманина с рождения до конца дней;

Þ имеет мировое значение.

Шариат возник и оформился в рамках Арабского халифата. Процесс его развития тесно связан с историей данного арабского государства - от патриархально-родовой религиозной общины (VII) при пророке Мухаммаде - до одной из крупнейших империй VIII - Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не потеряло своего значения, а подобно римскому праву в средневековой Европе, стало действующем правом в ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам в различных его формах (Египет, Индия, Оттоманская империя и пр.).

Шариат вобрал в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока (правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных территориях). На его формирование при династии Омейядов оказали влияние право Сасанидского Ирана, Византии и даже элементы римского права.

В то же время, данные элементы почти незаметны, т.к.в основе лежит учение и деятельность основоположника ислама пророка Мухаммада и четырех первых халифов.

Изначально шариат развивался как строго конфессиональное право, слитое с теологией ислама и пронизано его религиозно-этическими предписаниями и представлениями. Правовые установления рассматриваются как часть единого божественного порядка и закона, которым управляется весь мир. Такое слияние (синкретизм) привело к тому, что шариат регулирует с одной стороны «человеческие», т.е. общественные отношения, а с другой - отношения человека с Аллахом (ибадат). Тесная связь права с религией привели к тому, что в шариат включены пять основных обязанностей мусульман и предписания, признание божественного предопределения. Поэтому для шариата характерна ориентированность не столько на права мусульманина, сколько акцент делается на его обязанности, прежде всего, по отношению к Аллаху.

Учитывая, что шариат регламентирует большинство сторон жизни верующих, вплоть до правил взаимоотношений в семье, обществе и даже таких деталей, как правил захоронения, пищи и пр., то данный закон прежде всего принимается и распространяется только на мусульман и в отношениях между мусульманами.

В основе шариата, прежде всего, лежат священная книга мусульман - Коран и сборник хадисов - Сунна (у шиитов Ахбар). Однако, когда мусульманское общество из общинно - патриархальных отношений начало переход к классовым, возникла необходимость от казуальных методов формирования правовых норм, перейти к логико-системным. Именно эту функцию выполнили мусульманские ученые-юристы. В их числе наиболее авторитетные Абу Ханифа (ум. в 768), Малик ибн Анас (ум. в 795), Мухаммад ибн Идрис Шафин (ум. в 820) Ахмед ибн Ханбаль (ум. в 855).

Толкованием шариата с целью применения его положений к реальной жизни занимается фикх - теория мусульманского права. Как вы отмечали в предыдущей лекции, традиционно у суннитов сложилось 4 основные школы, получившие названия по имени их основателей:

Þ Ханифитская школа (Турция, Пакистан, Китай, частично Египет и Индонезия).

Þ Шафиитская школа (Нижний Египет, Хиджаз, Южная Аравия, Восточная и Южная Африка, Палестина и Индонезия).

Þ Маликитская школа (Испания, Северная Африка, Верхний Египет, Западная Африка, Судан).

Þ Ханбалитская школа (с ХТТ века - Сирия, Месопотамия, в наше время - Саудовская Аравия).

Þ У шиитов влиянием пользуется юридическая школа джафаритекого толка (Иран, Ирак, Ливан, Йемен, Бахрейн, частично Афганистан, Пакистан, Индия, Сирия, Азербайджан и Таджикистан).

2. Источники мусульманского права.