Внешняя политика.
Экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная реформа, разработанная еще при Н. С. Хрущеве, дала импульс для ускорения темпов развития экономики. Но в начале 70-х гг. темпы роста снова упали.
Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий (с 800 до 200 в год), создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др., предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные и комплексные планы).
Однако эти тенденции не стали определяющими для развития экономики.
Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы.
В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья. Но во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис, который стимулировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг упали более чем в 3 раза.
Наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокращению до абсолютного нуля. При этом все попытки вывести страну из надвигающего кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.
Тяжелое положение сложилось и в сельском хозяйстве. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельхозпродукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким.
Замедление темпов роста экономики отразилось на уровне благосостояния населения:
-начиная с середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищного строительства;
- на здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода;
- с 1956 г. не изменялось законодательство о пенсиях;
- 40% трудящихся было занято неквалифицированным трудом;
- в 70-х гг. в отдельных районах страны начала вводиться карточная система распределения продуктов.
Все это поставило страну перед необходимостью серьезной реконструкции существенных основ.
Вторая половина 60-х - 70-х гг. характеризовались повтором к разрядке напряженности в международных отношениях.
Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими странами осуществлялось в рамках СЭВ. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался "закрытой" системой.
Военно-политическое сотрудничество осуществлялось прежде
всего через ОВД. Постепенно налаживались отношения между СССР и Китаем.
Однако "мировая система социализма" испытала и ряд кризисных моментов. В 1968 г. была предпринята попытка демократического обновления социализма в Чехословакии. В ответ члены ОВД организовали военную интервенцию в эту страну.
В конце 70-х гг. началась война между Китаем и Вьетнамом, а в начале 80-х гг. разразился кризис в Польше.
Во взаимоотношениях с капиталистическими странами усиливалась тенденция к уменьшению противостояния. В 1975 г. на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) был подписан Итоговый документ, закрепивший в Европе послевоенные границы.
В 1972 СССР и США подписали договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны. В 1978 г. был подписан договор ОСВ-2, касавшийся ограничения ракет средней дальности.
Однако этот процесс был сорван, в т. ч. по вине СССР. В декабре 1979 г. СССР ввел войска на территорию Афганистана с целью сохранения там своих позиций.
В начале 80-х гг. начался новый виток гонки вооружений.
В отношениях с развивающимися странами приоритет по-прежнему принадлежал странам "социалистической ориентации". Они получали всестороннюю, в т. ч. военную, помощь (Египет, Ирак, Кампучия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др.).
Вопрос 3. СТАГНАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И НОВЫЕ ПОПЫТКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (164-1985 гг.)