Черты общественного сознания русского народа в условиях московского царства

Итоги централизации.

1. Объединение княжеств под эгидой Москвы.

2. Установление самодержавная монархия, в которой великому князю московскому принадлежала вся полнота политической власти.

3. Появление законов, которые признавались во всем государстве

4. Формирование аппарата управления, который обеспечивал исполнение этих законов.

5. Формирование крепостного права

Своему старшему сыну Василию III Иван III отдал в непосредственное управление почти все города и земли великого княжения. Василий III обязывался выплачивать братьям по 100 руб. в год. Тем самым они в какой-то степени переходили на содержание старшего брата. Факт выделения Иваном III денежного содержания сыно­вьям косвенно свидетельствует о значительном развитии в Мос­ковском государстве в конце XV — начале XVI вв. товарно-денежных отношении.

Количество жен Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются имена семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости). При этом даже третий брак является нарушением канонов: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону.

Обоснованием необходимости четвёртого брака явилась скоропостижная смерть третьей супруги царя. Иван IV клялся духовенству, что она не успела стать ему женой. 3-я и 4-я жены царя также были выбраны по результатам смотра невест.

Возможным объяснением многочисленности браков, не свойственной для того времени, является предположение К. Валишевского, что Иоанн был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщиной только как законный муж.

Но по словам Джона Горсея, знавшего его лично, «он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни» Это характеризует развратность царя. Сам Грозный в духовной грамоте признавал за собой и „блуд“ просто, и „чрезъестественные блужения“ в частности

 

 

1. Соединение духовности, характерной для Востока со стремлением к свободе, прогрессу, характерным для Запада.

2. Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание.

3. Аскетизм. Социальное равенство, бедность.

4. Ярко выраженная идея социального равенства

5. Москва – 3-й Рим. Два Рима пали, третий стоит, четвертого не дано.

Предпосылки объединения русских земель в единое государство:

1. Социально-экономические

- развитие феодального землевладения

- стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств

2. Духовные

- наличие общей официальной религии – православия – во всех русских землях

- осознание необходимости духовного и культурного единства Руси

3. Политические

- укрепление на Руси власти и лидерства московских князей

- необходимость освобождения от ордынского ига

 

Черты восточной деспотии (Московского государства)

1. В обществе установились отношения подданства (как на востоке), а не вассалитета как на западе.

2. Корпоративность – каждый человек связан со своей корпорацией (общиной). Общение с властью происходит через корпорацию.

3. Этатизм – признание государства высшей общественной ценностью, целью развития. Приоритет государственных интересов над интересами личности.

4. Сакрализация власти – сочетание страха пере властью и безграничной верой в ее носителей.

5. Отсутствие механизмов влияния общества на систему власти

6. Формируется приоритет насильственных методов решения противоречий

7. На низовом уровне продолжается прямая демократия (выборность атамана, старейшин, коллективное принятие решений). Она не развивалась.

 

В исторической памяти русского народа отложились особенности становления национального самосознания. Они включили в себя следующие черты.

Во-первых, особую роль государства Московского и его институтов власти в создании целостной, не раздираемой усоби­цами державы.

Во-вторых, большое значение монархии, веру в «доб­рого царя», способного отстаивать интересы народа, защищать его от самодурствующих местных князей и чиновников. Это нашло отраже­ние и в народном творчестве (былинах, сказаниях), и в поведении лю­дей на протяжении многовековой истории России.

В-третьих, сложилось совершенно особое отношение к военной силе и доблести, солдатской отваге и смекалке. Глубоко укоренилось убеждение, что без сильного войска нельзя сохранить и защитить на­род, столь долго вынужденный терпеть набеги, поборы и вторжения завоевателей.