Правление Ивана III.
Лекция 10
Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV—начале XVII в.
Роль Москвы как центра окончательно установилось при великом князе Иване III (1462—1505), правнуке Дмитрия Донского. Источником великокняжеской власти вновь становится происхождение, а не воля золотоордынского хана.
Чтобы подчеркнуть свое особое положение, Иван III Васильевич в международных документах стал именовать себя царем и ввел ритуал торжественной передачи власти своему наследнику — «венчание на царство» (коронацию). Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой всадник, дерущийся с драконом, и надпись вокруг: «Иоанн, Божией милостью господарь всея Руси».
В 60 – 70-е годы XV века в состав Московского княжества вошли Ростовское и Ярославское княжества, была подчинена Новгородская республика.
Восстанавливаются разорванные когда-то дипломатические и культурные связи с Европой. В его правление Кремль принимает во многом современный облик: сооружены стоящие до наших дней кирпичные стены и башни Кремля, новые Успенский и Благовещенский соборы, начато строительство существующего и сейчас Архангельского собора.
В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог. Этот брак открыл путь связям Московской Руси с Западом. Великий князь возвысился в глазах современников. Именно она настояла на прекращении выплаты дани татарскому хану в 1476 г. и благословила мужа на поход против хана Ахмата в 1480 г., итогом которого был конец ненавистного ига.
Освобождение от ордынского ига. Золотая Орда к этому времени была ослаблена междоусобными войнами, приведшими к ее распаду на ряд ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайская Орда, Сибирское и Узбекское – к востоку от нее, Большая Орда и Крымское ханство – к западу и юго-западу.
Встреча русских и татарских войск произошла на реке Угре летом 1480 г. Попытки Ахмед-хана перейти Угру были отбиты. Ахмед стал ждать помощи от польско-литовского князя Казимира IV. Не дождавшись помощи, в преддверии надвигавшейся зимы, Ахмед-хан вынужден был увести свое войско в Орду. «Стояние на Угре» завершилось освобождением русских земель от ордынского ига. Но Московскому государству еще в течение многих лет пришлось бороться с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, являвшимися остатками раздробившейся Золотой Орды.
Через пять лет после Великого «стояния на Угре» Иван III совершил поход на Тверь. После двухдневной борьбы город был взят, а Тверские земли вошли в состав Московского государства. В 1489 году была присоединена Вятская земля. В результате присоединения северных районов Новгородских земель, Малой Перми, Великой Перми и Вятской земли к Москве в состав Российского государства вошли народы Севера и Северо-востока. Это свидетельствует о том, что Российское государство формировалось, как многонациональное.
В 1492 году Иван III принял решение Новый год исчислять не с 1 марта, а с 1 сентября, так как это гораздо удобнее для народного хозяйства: подводились итоги урожая, готовились к зиме, играли свадьбы.
Впервые в 1498 г. на царство был венчан внук Ивана III Дмитрий, а в 1502 г. — сын Ивана и Софьи Палеолог Василий. Показательно, что лишение Дмитрия статуса наследника Иван объяснил весьма просто: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому и отдам княжение». Эта фраза, по мнению некоторых историков, положила начало формированию деспотических черт высшей власти в стране.
При Иване III начали формироваться органы государственного управления. Во главе государства стоял Великий московский князь, которому подчинялась княжеско-боярская знать. Только князь имел право издавать законы, назначать на высшие государственные должности, осуществлять суд и возглавлять наиболее значительные военные походы.
Сложилась система местничества – порядок назначения на должность в соответствии со знатностью рода, близостью этого рода к великому князю и давностью службы ему. Две категории - по родословию, или по родословию и по разрядам вместе. Разрядами назывались записи назначений на высшие должности, которые велись в Разрядном приказе.
Боярская дума - сословный совещательный орган при государе, совет. Ее члены назначались Великим князем по принципу местничества. Главными в Думе были бояре (1 чин) 10-12 человек, вторыми по старшинству были окольничии (2-ой чин) 5-6 человек (менее знатные или молодые бояре). Боярская дума заседала ежедневно в присутствии Великого князя. Рассматривала вопросы внутренней и внешней политики, местнические дела и споры.
Боярство было обязано присягать на верность московскому князю как Великому государю. Он мог налагать на них опалы, удаляя их от своего двора, конфисковывать вотчины. Предполагалось безусловное подчинение власти московского правителя. Начиная с Ивана III это находит выражение в официальном обращении любого служилого человека (включая князей) к государю: «Се яз, холоп твой...»
Великокняжеский суд был высшей судебной инстанцией, великий князь был и как бы верховным главнокомандующим. Иван III понимал значение сильной армии, которую он создал и обеспечил землей. Именно он начал раздавать землю с крестьянами служилым людям (помещать их на землю, отсюда термин «поместье») на условии несения ими военной службы и только на срок службы и без права передачи по наследству, а также без права продажи и вклада в монастырь. Таким образом, создавалось войско, полностью зависимое от государя, благополучие которого напрямую зависело от могущества монарха и государства в целом.
Российское государство делилось на уезды, которые включали по 2—3 стана. Стан включал в себя несколько волостей (сел). Власть в уезде и его центре — городе принадлежала наместнику, а в станах и волостях — волостелям.
Наместниками, как правило, выступали бояре, которые присылались из Москвы. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Отсуда названия бояр – кормленщики.
Кормления являлись вознаграждением за прежнюю военную службу (своего рода пенсии). Кормления - данное Великим князем право взимать в свою пользу налог, а также право суда. Бояре-кормленщики были юридически подчинены Великому князю, а фактически превращались в хозяев порученных им территорий.
Целовальники - должностные лица, выбиравшиеся в уездах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
В городах на рубеже XV—XVI вв. был создан институт городовых приказчиков. Назначались из числа местного дворянства (детей боярских). Постепенно они стали заниматься строительством дорог, мостов, обеспечением военных перевозок и хранением оружия. В круг их важнейших обязанностей входило проведение уездной мобилизации крестьянского и городского ополчения, а также контроль за финансами.